Судебные административные дела пример

Алгоритм ведения судебных дел на примере гражданского, арбитражного и административного судопроизводства

Судебные административные дела пример

Ведение дела в гражданском, арбитражном и административном процессах включает в себя следующий алгоритм:

1) Определить ответчика: кто нарушил право клиента, с кем спор, чьей волей произошло нарушение права. Ответчик – лицо, в том числе, публично-правовой субъект, волей которого нарушено право заявителя, и поэтому с него взыскиваются убытки или его обязывают совершить иное действие. В результате судебного решения ответчик будет лишён видимости права.

Поэтому важно понимать, кто нарушил право: госорган или частное лицо.

В ситуации, когда, к примеру, Росреестр внёс неправильную запись о переходе права на недвижимое имущество по договору купли-продажи как правоустанавливающего документа, и такая запись нарушает право гражданина в силу её несоответствия действительности, поскольку договор ставит одну из сторон в заведомо невыгодное положение, поэтому сторона по договору, поставленная в невыгодное положение, желает оспорить его, а не регистрировать переход права. В этих обстоятельствах, поскольку Росреестр является регистрирующим органом и не получает право в силу осуществляемых им действий, его действия производны от действий сторон гражданско-правовых отношений. Таким образом, иск об оспаривании юридического факта – договора купли-продажи предъявляется к контрагенту, а не оспаривается реестровая запись через оспаривание действий органов власти в порядке административного судопроизводства. Однако в определённых ситуациях защита гражданских прав через оспаривание действий органов власти возможна, но должно быть установлено, что право нарушено волей органа власти. 

В подтверждение моих слов процитирую актуальную правовую позицию Верховного суда, закреплённую в Определении Верховного Суда РФ от 27.03.2015 №304-КГ14-6307 по заявлению ЖСК «Паринёрстройинвет» к Росреестру об оспаривании регистрации права на квартиру Васильева Н.А.:

«Если спор о праве на недвижимое имущество не разрешён в порядке искового производства, право заявителя не восстанавливается по правилам об оспаривании действий и решений госорганов (например, решения Росреестра о госрегистрации права)»

Таким образом, критерий нарушения права волевой. От него зависит выбор ответчика.

2) Определить вид судопроизводства: частное право – ГПК, публичное право – КАС.

3) Определиться, в какой отрасли материального права сложилось спорное правоотношении между субъектами, и в каком качестве выступал орган государственной власти или иной публично-правовой субъект.

В случае, когда публично-правовой субъект нарушил субъективное частное право лица, выступая как участник гражданского оборота, тогда вид судопроизводства будет гражданский, а когда публично-правовой субъект нарушил субъективное публичное право лица, как представитель власти, тогда вид судопроизводства будет административным.

В случае участия публично-правового субъекта в экономической деятельности с другой стороной спорного правоотношения, вид судопроизводства будет арбитражным. Отграничить ГПК от АПК можно по целям деятельности субъектов и по субъектному составу.

Теперь отграничим от АПК при оспаривании актов государственных органов при участии государства в экономической или предпринимательской деятельности – в порядке гл. 24 АПК: в ней речь идёт о ненормативных правовых актах, а в гл. 21 КАС речь идёт о нормативных правовых актах.

4) Оценить критерии подведомственности и подсудности. В ГПК и КАС подведомственность обозначена за судами общей юрисдикции, а при наличии специального субъекта – за системой военных судов. В АПК дела подведомственны и подсудны специализированной системе арбитражных судов.

5) Определиться, затрагиваются ли права третьих лиц.

Лица, о материальных правах которых будет принят судебный акт:

I. При истребовании имущества от покупателя, продавец должен участвовать в деле;

II. Определиться: при подписании договора тремя лицами, должен ли участвовать в деле тот, кто не участвует в исполнении?

III. Органы власти могут быть третьими лицами по гражданским делам.

6) Проверить, имеется ли по делу преюдиция.

7) Возможно ли примирение сторон путём заключения мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессе и соглашения о примирении сторон в административном процессе. В случаях гражданско-правового спора, вытекающего из несоблюдения договорных условий, рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения.

По некоторым категориям дел обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Обязательная претензия в арбитражном процессе содержится в ч. 5 ст. 4 АПК РФ:

«Спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором…

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом».

Обязательный претензионный порядок по делам:

а) об оспаривании сделки;

б) о признании и приведении в исполнение решения третейского суда

За исключением участия прокурора в арбитражном процессе. Для него претензионный порядок при оспаривании сделок между юрлицами не нужен:

Определение СК ЭС ВС РФ от 20.02.2017 №306-ЭС16-16518, в котором высказана позиция, что прокурор при оспаривании договора, заключенного между двумя юридическими лицами, не должен предварительно направлять претензию (дело №А49-7569/2016).

Мотив: защита чужих интересов

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/2/15/algoritm_vedeniya_sudebnyh_del_na_primere_grazhdanskogo_arbitrazhnogo_i_administrativnogo_sudoproizv

Судебные административные дела пример

Судебные административные дела пример

Приложение N 7к Административному регламенту исполненияМинистерством внутренних дел РоссийскойФедерации государственной функциипо осуществлению федеральногогосударственного надзора за соблюдениемучастниками дорожного движения требованийзаконодательства Российской Федерации

в области безопасности дорожного движения

(Оборотная сторона копии определения овозбуждении дела об административномправонарушении и проведении

административного расследования)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение)

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Статья 25.3. Законные представители физического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

Статья 25.6. Свидетель

>N 8. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (рекомендуемый образец)
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Решение суда по административному делу

Результатом рассмотрения административного иска станет решение суда по административному делу.

Объявление решения суда является окончанием судебного разбирательства по административному делу исходя из объективной и всесторонней оценки судом доказательств, предоставленных сторонами административного дела, а также полученных по инициативе суда.

Кодекс административного судопроизводства был введен в РФ, в том числе, для обеспечения равноправия сторон административного дела, в котором один из них наделен властными полномочиями, а другой, зачастую, нет.

Правило состязательности сторон, несмотря на то, что в ряде случае административные истцы освобождены от доказывания (например, по административным искам на действия должностного лица административный истец не обязан доказывать незаконность совершенного действия), решение принимается судом только исходя из тех доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела.

Оглашение решения не всегда означает получение его сторонами, так как зачастую судье и помощнику требуется время на его подготовку. Мотивированное решение, т.е. такое, где изложены доводы суда и оценка доказательств, должно быть изготовлено не позднее 5 дней после оглашения.

Решение суда по административному делу – содержание

Особенностью рассмотрения административных дел является то, что при принятии решения он может выйти за пределы требований, которые изложил административный истец при подготовке и подаче административного иска.

Законность решения означает, что при его принятии суд определяет те нормы права, которые подлежат применению для разрешения административного спора, обоснованность решения предполагает учет прав и обязанностей участвующих в деле лиц и представленных доказательств.

Вводная часть решения включает в себя указание на дату, место принятия решения по административному делу, а также суда, которые его выносит, состав суда, указание сторон и лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, а также присвоенный судом номер административного дела.

Описательная часть включает в себя изложение требований административного истца, позицией административного ответчика, мнение участвующих в деле лиц.

Мотивировочная часть содержит перечень тех обстоятельств, которые установлены судом, выводы и доводы по принятию доказательств и их оценке, ссылки на нормативные правовые акты, включая акты высших судебных органов.

Резолютивная часть – это выводы: удовлетворить требования административного истца или отказать в их удовлетворении полностью или частично, порядок и сроки исполнения решения суда, в т.ч. предельные, сохранение или отмена мер предварительной защиты, порядок отмены решения суда в апелляционной инстанции.

В решении суд должен разрешить вопрос возмещения судебных расходов, в том числе на оплату услуг представителя, если такое ходатайство поступило при рассмотрении дела.

Если в деле на стороне административного истца или административного ответчика участвуют несколько лиц, то суд обязан изложить решение так, чтобы оно содержало перечень и порядок осуществления действий в отношении каждого истца или ответчика.

Копия решение или высылается участвующим в деле лицам, или получается ими лично не позднее 3 дней с даты вынесения в окончательной форме.

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Читайте так же:  Судья совершил административное правонарушение

Решение суда по административному делу – процессуальные вопросы

Допустим, суд по одному из требований истца решения не вынес. В таком случае сторона, заявлявшая такое требование, вправе обратиться в суд и после вынесения решения, но до вступления его в законную силу, с заявлением о принятии дополнительного решения.

Такое правило распространяется и на случаи, когда суд умолчал о распределении судебных расходов и когда не указал, какие именно действия должен совершить административный ответчик.

Дополнительное решение принимается в судебном заседании с извещением участвующих в деле лиц.

Если в решении суда обнаружены описки, опечатки, арифметические ошибки, внести исправления можно путем подачи в суд соответствующего заявления. Иногда достаточно обращения в устной форме к помощнику судьи или секретарю, чтобы суд по своей инициативе привел решение в надлежащий вид. Такой вопрос также рассматривается в судебном заседании, но явка в него не обязательна.

Иногда решение суда может быть по каким-то причинам не понятным для стороны. Тогда можно подать заявление о разъяснении решения суда – оно не меняет его содержания, но более подробно освещается порядок и способ исполнения. Такое разъяснение возможно, только если оно не вступило в законную силу.

Вступает в силу решение суда по административному делу спустя месяц, если на немедленность исполнения прямо не указано в КАС РФ (например, о включении гражданина в списки избирателей, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок) или в решении суда по ходатайству стороны (например, по административным искам об оспаривании решения органа власти).

Примеры по административным делам:

ст. 8.21 ч. 1 КоАП (нарушение правил охраны атмосферного воздуха).

В марте 2014 года Прокуратурой была проведена проверка Общества в сфере соблюдения экологического законодательства.

По итогам проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора и материалы дела переданы для рассмотрения в Управление Росприроднадзора по Воронежской области.

При рассмотрении данного дела были заявлены ходатайства о прекращении производства по делу, а также о назначении экологической экспертизы.

Тем не менее, данные ходатайства рассмотрены не были и руководитель Общества привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 45 000 рублей.

На постановление о назначении администратвиного наказания адвокатом была подана жалоба в районный суд, который 10.07.2014 вынес решение об отмене постановления Росприроднадзора.

Интересы генерального директора Общества представлял адвокат Прокопьев С. Н.

ст. 12.27 ч. 2 КоАП (оставление места ДТП).

Мировым судьей судебного участка № 12 Коминтерновского района г. Воронежа рассматривалось дело в отношении Геннадия Н., привлекаемого к административной ответственности по ст. 12.27 ч.2 (оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся). Ему грозило наказание в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста.

Постановлением мирового судьи от 12.01.2012 г

Источник: https://prod-base.ru/sudebnye-administrativnye-dela-primer/

Как проходит суд по административному делу: помощь адвоката

Судебные административные дела пример

   Административное судопроизводство по КоАП РФ немного отличается от гражданского и уголовного. Рассмотрим детали рассмотрения административных дел судом, касающиеся судебных заседаний.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам: профессионально и в срок. Звоните уже сегодня!

Как проходит судебное заседание по административному делу?

   При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

   При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

   При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается.

Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы.

Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

Выездное судебное заседание по административному делу

   КоАП РФ не содержит норм, которые бы регулировали порядок проведения выездного судебного заседания.

   Однако, встречаются судебные акты по административным делам, в которых указано на то, что было проведено выездное судебное заседание, в связи с тем, что правонарушитель, например, находился на лечении и не мог явиться в суд.

    Таким образом, если судья посчитает необходимым осуществить выездное заседание, то такое заседание может быть проведено.

   В то же время, не так часто практикуются выездные заседания не только по административным делам, но и даже по гражданским и уголовным. Это скорее исключение, чем правило.

Ведется ли протокол судебного заседания по административному делу?

   Чаще всего, протокол судебного заседания по административному делу не ведется. Согласно положениям ст. 29.8 КоАП РФ, протокол о рассмотрении дела оформляется, когда дело рассматривается коллегиальным органом.

   В то же время КоАП РФ не запрещает ведение протокола, когда дело рассматривается единолично судьей. Таким образом, при необходимости может вестись протокол судебного заседания при рассмотрении административного дела.

   Кроме того, привлекаемое к ответственности лицо может заявить ходатайство о том, чтобы велся протокол судебного заседания. В таком случае судья при разрешении такого ходатайства решает вопрос о его удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Если ходатайство будет удовлетворено, тогда будет вестись протокол судебного заседания секретарем.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

   Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

   Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

   Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Как перенести судебное заседание по административному делу?

   Перенос судебного заседания связан с отложением рассмотрения дела.

    Основанием для отложения рассмотрения дела может являться неявка лица в заседание, ходатайства лица об отложении дела и другие причины, которые судья посчитает уважительными для того, чтобы отложить дело.

   Если правонарушитель не может явиться в процесс, он должен направить в суд письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела с указанием уважительных причин, по которым он просит перенести заседание.

   Судья, получив ходатайство об отложении, обязан рассмотреть его и вынести определение либо об отказе в удовлетворении ходатайства, либо об отложении судебного заседания.

Судебное заседание апелляционной инстанции по КоАП РФ

   Решение по административному делу, которое принято судом первой инстанции или уполномоченным органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд.

   Судебное заседание в апелляции рассматривается по аналогии с рассмотрением дела мировым судьей, т.е. единолично судьей.

   При этом протокол судебного заседания может вестись, а может не вестись.

   Апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение, которое принято по результатам рассмотрения дела судом или уполномоченным органом и принимает решение по жалобе с учетом того, законное ли вынесено решение по делу судом первой инстанции или уполномоченным органом.

   При обжаловании решений арбитражных судов, в апелляционной инстанции жалобы рассматриваются коллегиально судьями.

   В общем порядок судебного заседания апелляционной инстанции по КоАП РФ не особо отличается от рассмотрения дела в первой инстанции, за тем лишь исключением, что апелляция изучает решение первой инстанции или уполномоченного органа на предмет его законности и обоснованности. В судебное заседание также могут явиться участники процесса и дать свои пояснения.

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/themes/kak-prohodit-sudebnoe-zasedanie-po-administrativnomu-delu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.