Рособоронэкспорт договор комиссии

Кто и как готовит многомиллиардные контракты по торговле оружием

Рособоронэкспорт договор комиссии

Про “Рособоронэкспорт” слышали, наверное, все. Единственный государственный посредник, которому, выражаясь канцелярским языком, дано право экспортировать продукцию, технологии, услуги военного и двойного назначения.

Портфель заказов компании на ближайшие 3-4 года оценивается в 45 млрд долларов. Продавая наше оружие, “Рособоронэкспорт” кроме пополнения бюджета демонстрирует за рубежом уровень отечественной промышленности и используемых в ней технологий.

Блеск внешней стороны “Рособоронэкспорта” можно видеть не только на военных салонах за границей, но и на выставках в самой России.

А вот что внутри этой достаточно закрытой структуры? Кто и как готовит многомиллиардные контракты, как стать торговцем оружием, насколько важен протокол, какую роль могут сыграть такие мелочи, как выбор автомобиля для гостей или места их проживания? Мы расскажем о четырех, возможно, самых важных структурах этого предприятия.

Как стать сотрудником “Рособоронэкспорта”?

Российскую армию к 2020 году переведут на “Искандеры”

По словам замначальника департамента персонала Александра Сухова, стать сотрудником и просто, и сложно одновременно. Просто потому, что стать работником главного российского спецэкспортера может любой гражданин России.

А сложно потому, что предъявляются очень жесткие требования к уровню квалификации. Многие должности, особенно руководящие, требуют не только хорошего владения экономическими и юридическими тонкостями в сфере внешней торговли, но и владения иностранными языками.

Кстати, почти половина сотрудников “Рособоронэкспорта” свободно владеют одним, а порой и двумя-тремя языками.

В последние годы сюда пришло немало выпускников ведущих технических вузов страны. Для них в МГИМО создана магистратура, где идет обучение по программе “Менеджмент в области ВТС и высоких технологий”.

При подборе кадров ориентируются и на отслуживших в Вооруженных силах.

В приоритете те, кто работал в военных НИИ, военных приемках, аппаратах военных советников за границей, кто эксплуатировал технику, которая поставляется за рубеж.

Тут есть такая тонкость, как владение военно-технической терминологией на иностранных языках. Гражданский человек не всегда найдет верный перевод, а военные разных стран понимают друг друга с полуслова.

Во многом благодаря “грамотным” кадрам “Рособоронэкспорта” объем продаж продукции военного назначения с 2000 года увеличился почти в 4 раза. География сотрудничества охватила 115 стран. За большой вклад в развитие ВТС только за последние 5 лет 17 сотрудников предприятия были награждены госнаградами.

Легко ли показать танк за границей?

Работа выставочной службы спецэкспортера – одна из самых сложных, морально и физически очень тяжелая.

Насколько сложно организовать показ на выставках в отдаленных странах натурных образцов военной техники? “Удивительно и, честно сказать, не совсем логично, но разрешительная процедура вывоза за границу, например, новейшего танка Т-90СМ, его макета или даже плаката с его изображением до недавнего времени была идентична”, – сказал в беседе с корреспондентом “РГ” начальник службы рекламно-выставочной деятельности Игорь Пашуков.

Об изменении такого порядка, заведенного еще в прошлом веке, речь шла давно. И дело, похоже, сдвинулось. В 2017 году должна заработать новая система получения разрешительных документов, значительно упрощающая показ за границей макетов и рекламных плакатов.

Если в арабских странах охотно принимают сабли и кинжалы, то латиноамериканцы за такой подарок могут и обидеться

В зависимости от года “Рособоронэкспорт” участвует в 14-18 зарубежных выставках. Раньше обширными были экспозиции нашей страны на таких европейских выставках, как Eurosatory, Euronaval, Paris Airshow.

После того, как несколько лет назад начались всякие коллизии, связанные с судебными претензиями, а теперь и с санкциями, Россия значительно сократила свое участие в перечисленных салонах. Зато значительно повысила уровень выставочной деятельности в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

К примеру, на прошедшей в начале ноября выставке Airshow China “Рособоронэкспорт” организовал самую крупную нашу экспозицию за все годы участия – 1500 кв. метров площади. Еще более обширная экспозиция ожидается на салоне в Абу-Даби IDEX 2017, который состоится в феврале.

Впервые “Рособоронэкспорт” примет участие в совершенно новой выставке “Щит Африки”, которая пройдет в Абиджане (Кот-д Ивуар) в январе.

Зато на авиасалоне в Ле Бурже, который откроется в июне, участие нашей страны будет скромным. Экспозиция разместится на площади 250 кв. м, хотя в иные годы арендовали тысячи метров.

Боевых самолетов и вертолетов не будет. Из гражданских, возможно, – “Суперджет”.

Что самое сложное в работе выставочного отдела “Рособоронэкспорта” с точки зрения его руководителей? Это выдерживать сроки оформления всех документов на участие в выставках.

Выставки идут одна за другой, каждая требует оформления сотен бумаг для десятков участников.

С учетом того, что наши представители промышленности никогда не отличались педантичностью, собрать, утвердить все документы и отправить их по назначению зачастую удается в самый последний момент.

Не ту машину подали, и контракт сорван

“Терминатор” на базе “Арматы” вооружат двумя пушками

“Протокол – это звучит сухо, но от его правильной организации зависит подчас все”, – убежден руководитель службы протокола Ренат Байбулатов.

Казалось бы, работать в этом подразделении проще простого. Все четко регламентировано и расписано: кого, как, где принимать, как сервировать столы на приемах, какие подарки и кому дарить. Ну и множество других мелочей, о которых просто надо помнить. Все это так, но есть и существенные нюансы.

На самые важные переговоры в Москву прилетают делегации на уровне министров обороны, начальников генштабов, командующих видами и родами войск. Как известно, генералы – они и в Африке генералы, кстати, особенно в Африке. Многие привыкли, что на родине угадывают каждый их чих, упреждают любое желание. Не меняют они своих привычек и в командировках.

От того, как их встретят в аэропорту, какую машину подадут и в какую гостиницу отвезут, нередко зависит ход переговоров. Случается, гости выражают возмущение даже тем, что на церемонии встречи кто-то взглянул в их сторону не совсем учтиво.

Некоторые иностранцы даже ставят условие: не приедем в Москву, если не будет посещения Большого театра

Был случай, когда очень важную делегацию подвезли к 5-звездочному отелю, где для гостей подготовили шикарные апартаменты. Однако они даже из машин отказались выходить, посчитав, что их унизили, и в категоричной форме потребовали везти обратно в аэропорт. Им не понравилось место расположения отеля.

Такое, кстати, возможно, если учесть, что, например, дорогущий отель “Хилтон” расположен в Москве на площади трех вокзалов, где постоянная толкотня и соответствующие ароматы. Пока гостей везли в аэропорт, служба протокола смогла договориться с другим отелем, находящимся во вполне приличном, с точки зрения гостей, месте.

Заглаживать неприятный инцидент пришлось долго и напряженно. Но в итоге все же удалось согласовать выгодный для нашей страны контракт.

Много тонкостей и в том, что дарить и чем угощать. Если в арабских странах с удовольствием принимают красиво украшенные сабли, кинжалы и кортики, то латиноамериканцы такой подарок сочтут оскорблением. Во многих мусульманских странах не приемлют то, что содержит даже намек на алкоголь. Но представители ряда государств такие дары принимают с удовольствием.
В России создадут противотанковый комплекс нового поколения

Специально для военных одной из дружественных азиатских стран сделали подарочный набор. В деревянной коробке, стилизованной под восточный сундук, лежала литровая бутылка водки. Внутренняя крышка “сундука” была расписана по мотивам сказочных былин.

При открытии крышки звучала песня “Эй, ухнем!” Особый восторг вызывали стаканчики, стилизованные под ведерки.

Генералы, получавшие такие наборы, не могли удержаться от рассказов своим друзьям, что были в России и как настоящие богатыри пили водку ведрами, сохраняя при этом ясность ума и твердость в ногах.

Был интересный подарочный набор – “Дуэльный”. В коробке два “дуэльных пистолета” – один с коньяком, другой с водкой. Пули из шоколада – в качестве закуски. И красиво изданный свод дуэльных правил. Руководители многих делегаций считали большой удачей, если им доставался такой подарок.

Универсальны сувениры в стиле милитари. Это модели военной техники, часы, упакованные в “патронный ящик”, мини-бары, стилизованные под радиостанции или, например, под первую советскую атомную бомбу.

Интересен такой факт. Даже суровые на первый взгляд военные практически из всех стран, согласовывая свое пребывание в России, большое внимание уделяют культурной программе. И посещение культурных мероприятий представителями зарубежных делегаций относится к ВТС.

Некоторые иностранные гости даже ставят условие, что не приедут на переговоры в Москву, если им не гарантируют посещение Большого театра. Конечно, в “Рособоронэкспорте” гарантируют. Причем переводчиков подбирают со знанием языка страны, откуда приезжает делегация, каким бы редким он ни был.

Увы, именно с Большим театром не так давно оказалась связана не очень хорошая история. И она характеризует низкий уровень гражданской позиции тех, кто этой своей позицией очень гордится.

Чтобы иметь гарантированные престижные места в Большом, “Рособоронэкспорт” арендовал на театральный сезон одну из лож. Все сделали официально. В соответствии с законом о госзакупках информация об аренде и ее стоимости была опубликована.

В итоге некоторые “гражданские активисты” усмотрели в этом удовлетворение руководством компании своей любви к театру за госсчет. Нашлись и блогеры, которые стали буквально охотиться со своими снимающими айфонами за теми, кто смотрел спектакли из “спецложи”.

Возникло несколько неприятных ситуаций – ведь далеко не все потенциальные покупатели российского оружия хотят до времени афишировать свой к нему интерес.

Кстати, по мнению ряда независимых экспертов в области ВТС, открытые торги именно в этой сфере могут быть чреваты самыми негативными последствиями. Ведь объективно тендер на предоставление, например, гостиничных или транспортных услуг может выиграть “темная лошадка”, за которой стоят силы, враждебные России. Вопрос, как закон соблюсти и секретность сохранить, остается открытым.

Коллектив службы протокола – всего 30 человек. На их плечах прием 300 делегаций в год с учетом всех нюансов, лишь малая часть которых была перечислена.

Что сказал начальник транспортного цеха

Британская разведка назвала “Армату” революцией танкостроения

По словам начальника автотранспортного управления Александра Жданова, его служба в тени, но зависит от нее очень многое. И это понятно. Высокие зарубежные гости очень чутко реагируют на комфортность тех автомобилей, которые им предоставляют в России.

Потому машины подбираются тщательно. А от водителей требуется знание иностранных языков. Как рассказывают, некоторые гости из восточных стран просто светлели лицами, когда простой шофер на вполне сносном языке их государств давал пояснения по ходу движения, рассказывал о том, мимо какой достопримечательности проезжает автомобиль.

Водителей берут только по рекомендации и после тщательных проверок. Прежде чем сесть за руль, они проходят дополнительную подготовку, включающую курсы экстремального вождения.

На балансе “Рособоронэкспорта” более сотни различных легковых автомобилей и автобусов. Рабочими лошадками считаются Toyota Camry бизнес-класса и Ford Foсus, обеспечивающий основную хозяйственную деятельность. Собраны они на российских предприятиях.

Два десятка автомобилей относятся к классу люкс. Это Merсedes-Benz S. Как показала практика, только “Мерседесы” гарантированно отвечают условиям обеспечения представительских целей. От них никогда не отказывался самый капризный заморский принц и даже король.

Правда, в условиях нашего климата, обилия реагентов на дорогах и самые престижные автомобили могут ломаться. В основном выходит из строя электроника, что чревато остановкой на дороге в самый неподходящий момент. Чтобы этого не допустить, за техническим состоянием автопарка следят очень тщательно.

Неминуемо приближается время обновления парка. Будет объявлен тендер. И кому-то наверняка цена на некоторые лимузины покажется заоблачной. Но ведь потраченные на престижные колеса миллионы рублей возвращаются миллиардами долларов. Игнорировать этот факт как-то неприлично, даже для самых принципиальных “народных контролеров”.

Источник: https://rg.ru/2016/11/23/kto-i-kak-gotovit-mnogomilliardnye-kontrakty-po-torgovle-oruzhiem.html

По вопросу оформления комиссионером счетов-фактур, Письмо Минфина России от 21 декабря 2006 года №03-04-08/253

Рособоронэкспорт договор комиссии

В связи с вашим письмом по вопросу оформления комиссионером счетов-фактур при приобретении от своего имени услуг в рамках договора комиссии с несколькими комитентами Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по согласованию с ФНС России сообщает следующее.

В соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914, предусмотрено, что комитенты, реализующие товары (работы, услуги), имущественные права по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателю.

Поскольку на основании вышеуказанной статьи 990 Гражданского кодекса комиссионер в рамках исполнения договора комиссии может совершать сделки от своего имени, но за счет комиссионера не только по операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, но также и выполнять операции по приобретению для комитентов товаров (работ, услуг), имущественных прав, то при выставлении счетов-фактур по приобретенным товарам (работам, услугам) комитенту следует применять порядок, аналогичный порядку, предусмотренному пунктом 24 Правил. При этом, при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, для комитента комиссионером выписывается счет-фактура с отражением в ней показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом комиссионеру. Указанные счета-фактуры у комиссионера в книге покупок и книге продаж не регистрируются.

На основании пункта 8 Правил счет-фактура, полученный комитентом от комиссионера, в целях применения налоговых вычетов регистрируется комитентом в книге покупок при наличии копий первичных документов и расчетных документов, полученных от комиссионера.

В случае, если продавец работ (услуг) выставил на имя комиссионера счет-фактуру на общую стоимость выполненных им работ (оказанных услуг), возмещаемую по условиям договора комиссионеру в разных долях несколькими комитентами, то счета-фактуры выписываются комиссионером каждому комитенту на часть стоимости приобретенных работ (услуг), приходящейся на долю этого комитента.

Заместитель директораДепартамента

Н.А.Комова

Приложение

письмоФедерального государственного унитарногопредприятия “РОСОБОРОНЭКСПОРТ”от 31 марта 2006 года N Р1509/9-238

В связи с проблемами при подтверждении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, возникающими у предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, прошу вас дать разъяснения по следующим вопросам.

Реализация продукции военного назначения производится предприятиями-поставщиками по договорам комиссии через государственного посредника – ФГУП “Рособоронэкспорт”. Поставка продукции осуществляется предприятиями-поставщиками без завоза комиссионеру.

ФГУП “Рособоронэкспорт” (комиссионер) от своего имени заключает контракты с иностранными заказчиками, получает лицензии на отгрузку продукции военного назначения, заключает договора на транспортировку, страхование, сопровождение указанной продукции и осуществляет ряд других операций, связанных с исполнением контрактов, а также производит оплату этих услуг.

В соответствии с условиями договоров комиссии произведенные комиссионером расходы возмещаются последнему предприятиями-поставщиками (комитентами) при поступлении экспортной выручки.

Счета-фактуры на данные расходы (комиссию банка по исполнению функций агента валютного контроля, транспортно-экспедиторское обслуживание и ряд других операций) выставляются на имя ФГУП “Рособоронэкспорт” на стоимость выполненных продавцами работ (услуг), возмещаемую из экспортной выручки комитентов.

При комплексных отгрузках данные счета-фактуры выставляются продавцами работ (услуг) на имя ФГУП “Рособоронэкспорт” на общую стоимость выполненных работ (услуг), возмещаемую в разных долях несколькими комитентами.

Письмом МНС РФ от 21.05.

2001 N ВГ-6-03/404 “О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость” установлено, что “если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет-фактура, полученный от посредника.

Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику”.

Вопрос выставления комиссионером на основании одного счета-фактуры (на возмещаемые несколькими комитентами расходы), полученного от продавца на общую стоимость выполненных работ (услуг), нескольких счетов-фактур разным комитентам не урегулирован.

Учитывая изложенное, для принятия налога на добавленную стоимость к вычету предприятиями-поставщиками, осуществляющими реализацию продукции военного назначения по договорам комиссии через ФГУП “Рособоронэкспорт”, прошу вас разъяснить порядок оформления ФГУП “Рособоронэкспорт” счетов-фактур комитентам на расходы комиссионера, возмещаемые из экспортной выручки комитентов, в том числе порядок оформления счетов-фактур нескольким комитентам на основании одного счета-фактуры, выставленного продавцом на имя комиссионера на расходы, возмещаемые в разных долях несколькими комитентами.

Генеральный директорС.В.Чемезов

Текст документа сверен по:рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902020791

Двойные стандарты

Рособоронэкспорт договор комиссии

27.09.2002 00:00:00

Мнение

ПОСЛЕ образования “Рособоронэкспорта” как единого посредника по торговле оружием система военно-технического сотрудничества (ВТС) не стала стабильнее.

Сегодня она построена по схеме “один плюс пять субъектов ВТС”. “Один” – это госпосредник, который занимается только сбытовой (экспортно-импортной) деятельностью, а “пять” – организации и предприятия, разработчики и производители вооружений и военной техники, получившие ранее права экспорта продукции военного назначения по разрешенной номенклатуре.

Формально эта схема соответствует требованию закона о недопущении монополии одного субъекта ВТС. Однако в реальности “Рособоронэкспорт” и остальные субъекты ВТС находятся в абсолютно неравном положении.

До 90% экспортных поставок продукции военного назначения сконцентрировано “Рособоронэкспортом”. Это предприятие имеет также и особый правовой статус. Его устав утвержден президентом Российской Федерации.

Согласно уставу это специализированное предприятие находится непосредственно в ведении правительства Российской Федерации и наделено рядом административных полномочий.

Стоящий же в силу личных связей за “Рособоронэкспортом” “административный ресурс” несравним с совокупными возможностями всех других субъектов ВТС.

Такое неравенство условий, в которых находятся госпосредник и предприятия – субъекты ВТС, порождает монополистическую конкуренцию. “Рособоронэкспорт” стремится к подавлению любыми доступными средствами деловой активности других спецэкспортеров.

Например, давно уже не секрет, что Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) применяет двойные стандарты при распределении заявок инозаказчиков.

Приказами Комитета для предприятий – субъектов ВТС закрыт ряд страновых рынков.

Наряду с этим КВТС России возводит административные барьеры для проникновения предприятий – субъектов ВТС на те рынки, где позиции госпосредника ослаблены и скомпрометированы.

Итоги прошедшего года и перспективы текущего до предела обострили ситуацию. При объявленных 4,5 млрд. долл. валютных поступлений в целом от экспорта вооружений за 2001 г. “Рособоронэкспорт” поставил инозаказчикам по своим контрактам продукции только на 2,7 млрд. долл. По имеющимся данным, им получены до 500 млн.

долл. в первом квартале 2001 г. за декабрьские 2000 г. поставки и около 800 млн. долл. авансов. В результате при планируемых в 2002 г. поставках техники на 3,5 млрд. долл. валютные поступления предполагаются в сумме порядка 2,7 млрд. долл.

В истекшем году госпосредник потерпел ряд серьезных неудач в Индии (по бомбардировщикам Ту-22М3, крейсеру “Адмирал Горшков”, самолету ДРЛО А-50), Малайзии, Южной Корее, Бразилии, Индонезии и других странах, зачастую по собственной вине.

До предела сузилась и география рынка – львиная доля (по экспертным оценкам – до 85%) валютных поступлений приходится на “большую двойку” – Индию и КНР.

Одновременно в ходе реформирования оборонно-промышленного комплекса началось наконец реальное становление крупнейших холдингов, производящих финальную продукцию и способных уже сейчас самостоятельно продвигать ее на внешнем рынке при предоставлении им соответствующего права. Тем более что иностранных заказчиков привлекают качество и оперативность работы непосредственно с производителями закупаемой продукции, которые готовы адаптировать поставляемую технику под требования заказчика и выполнять полный комплекс услуг.

Правительство Российской Федерации в утвержденной им федеральной целевой программе “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.

)” рассматривает наделение системообразующих государственных холдингов правами на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения как одно из важнейших условий их успешного функционирования.

Очевидно, что только промышленные холдинги, опираясь на анализ своих научных и производственных возможностей, в состоянии вырабатывать и осуществлять долгосрочную рыночную стратегию.

В складывающихся условиях “Рособоронэкспортом” было внесено в администрацию президента Российской Федерации предложение монопольно замкнуть на себя весь экспорт готовой продукции, а в целях соблюдения буквы закона – разрешить другим субъектам ВТС поставлять запчасти и комплектующие изделия. Учитывая то, что в структуре поставок “Рособоронэкспорта” запасные части составляют, по оценкам экспертов, не более 4% от общего объема экспорта готовой продукции, или ориентировочно 80 млн. долл. в год, потери от такого решения для госпосредника незначительны, а выгоды весьма ощутимы.

Между тем анализ показывает, что сокращение числа научных и производственных предприятий – субъектов ВТС не обеспечивает ни в краткосрочной, ни в долгосрочный перспективе роста совокупного объема российского оружейного экспорта, однако приводит к увеличению объемов поставок государственного торгового посредника.

Таким образом дилемма, поставленная перед президентом России, заключается в выборе между возможностью “перераспределить значительные финансовые потоки” и необходимостью создания институциональной основы развития оборонно-промышленного комплекса страны.

Первый путь более прост для власти и весьма интересен для конкретных чиновников. Однако он означает снятие естественных ограничителей перед лежащим в основе экономического поведения государственного торгового посредника стремлением к максимизации текущей прибыли в ущерб реализации глобальной рыночной стратегии.

В ситуации чистой монополии, ввести которую предлагает “Рособоронэкспорт”, госпосредник приобретает возможность извлечения гарантированных сверхдоходов за счет увеличения комиссионного вознаграждения, страхования, транспортных и накладных расходов от 20 и выше процентов от стоимости контрактов, изъятия на оплату услуг иностранных посредников и консультантов до 30% валютной выручки (судя по отдельным сегодняшним примерам).

Как выясняется, это еще не предел. Промышленность уже сотрясают подковерные скандалы, связанные с удержанием “Рособоронэкспортом” с предприятий дополнительных сумм в размере от 4 до 10% цены контракта сверх всех согласованных контрактными документами затрат и вознаграждений комиссионера.

Складывается и система косвенного перераспределения средств.

Для этих целей под крышей “Рособоронэкспорта” формируется конгломерат дочерних предприятий и фирм-спутников – ООО “ОборонИмпекс”, ЗАО “Оборонконверс”, ЗАО “Промпоставка”, ЗАО “Рособоронэкспорт-инвест”, ЗАО “Высокие технологии России”, ДГУП “Внешнеэкономическое объединение “Госконсим-Р”, ДГУП “Рособоронэкспорт-ТБ” и др.

, включаемых в обслуживание внешнеторговых сделок. Так, в частности, “ОборонИмпексу”, учрежденному совместно с Внешэкономбанком, передаются операции с клиринговыми валютами, позволяющие изымать у изготовителей продукции часть экспортных поступлений на разнице коэффициентов валютного покрытия.

В итоге предприятия промышленности, являющиеся головными исполнителями контрактов, получают не более 50-55% валютной выручки (без вычета налогов и прочих расходов). До кооперации же второго и третьего уровней доходят лишь остатки средств.

В погоне за сверхприбылями монопольный государственный посредник начинает концентрироваться на поставках в традиционные страны – импортеры новейших образцов вооружения и военной техники, что неизбежно ведет к деградации региональной структуры экспорта и падению экспортного потенциала.

Возможность столь хищнического поведения, прогрессирующего по мере монополизации госпосредником внешнеторговых функций, объясняется не только его доминирующим положением в системе ВТС. Другая фундаментальная причина заключается в том, что “Рособоронэкспорт” никогда не являлся и не является в действительности торговым посредником в собственном смысле этого понятия.

Посредническая деятельность состоит в оказании производителям продукции фактических и юридических услуг по ее реализации. Посредник (комиссионер, агент), действуя на основании договора комиссии (торгового поручения, агентирования), обязан заключать сбытовые договоры с покупателем по поручению и в интересах производителя.

Между тем “Рособоронэкспорт” сначала заключает контракты с инозаказчиками и только потом договоры комиссии с изготовителями техники.

Этот, казалось бы, незначительный нюанс переворачивает с ног на голову всю сущность деятельности государственного посредника, определенную законом.

Вместо организации, нанимаемой оборонной промышленностью для продвижения ее интересов на внешнем рынке, “Рособоронэкспорт” стал самодостаточной конторой, дистанцирующейся от нужд промышленности и диктующей ей любые свои условия.

Поражает, что сложившееся положение вещей не только признается руководством “Рособоронэкспорта” естественным, но и возводится в ранг официальной, публично декларируемой идеологии.

Более того, госпосредник уже претендует на управление предприятиями и производственной кооперацией.

В этом ряду стоят попытки определять головных исполнителей работ по контрактам, а также назначать предприятия для осуществления комплектования и отгрузки запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к военной технике, поставляемой инозаказчикам.

ФГУП “Рособоронэкспорт” целенаправленно добивается включения своего руководства в органы управления создаваемых в оборонно-промышленном комплексе интегрированных структур.

Сегодня его представители входят в советы директоров ОАО “ОКБ имени Сухого”, ОАО “Концерн ПВО “Алмаз-Антей” и др. Процесс пошел дальше – один из сотрудников “Рособоронэкспорта” предложен для избрания генеральным директором ОАО “Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”.

В этой связи крайне неубедительно звучит тезис об особых торговых умениях госпосредника и его квалифицированном загранаппарате как основании для закрепления за ним монополии на оружейный экспорт.

Нельзя, однако, не отметить и некоторые возможные позитивные последствия принятия подобного решения.

Введение такой монополии возлагает на “Рособоронэкспорт” всю полноту политической ответственности за состояние оборонной промышленности в стране, поскольку поступления от военно-технического сотрудничества составляют более двух третей ее доходов.

Претензии за незагруженные производственные мощности и рост неплатежеспособности предприятий должны будут предъявляться к госпосреднику и признаваться итогом его неэффективной контрактной работы.

В последнее время социологи фиксируют резкое падение доверия руководителей оборонных предприятий к правительственному курсу. 46% руководителей убеждены в стагнировании ситуации, а 35% считают, что оборонно-промышленный комплекс будет деградировать и дальше.

Можно уверенно прогнозировать, что дальнейшее углубление социальной и политической напряженности, вызываемое переразмерностью отечественного оборонного комплекса и гигантскими структурными диспропорциями, ближе к 2004 г.

просто взорвет монополию государственного торгового посредника в сфере экспорта вооружений, оставив в истории этот рудимент российской экономики переходного периода.

Источник: https://nvo.ng.ru/forces/2002-09-27/1_standards.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.