Процессуальное законодательство это

Право процессуальное

Процессуальное законодательство это

Процессуальное право изучает комплекс правовых норм, регламентирующих отношения, которые возникают в результате расследования, рассмотрения либо разрешения уголовно-гражданских, а также арбитражных дел, изучаемых в процессе судопроизводства. Соответственно процессуальное право разделяют на:

  • уголовное;
  • гражданское;
  • арбитражное.

Процесуального право регулирует порядок действий госорганов и должностных лиц, направленных на обеспечение нормативов материального права (суд, полиция, прокуратура, налоговая служба).

Гражданско-процессуальное право

Гражданское процессуальное право – система права, направленная на регуляцию отношений, которые возникают между сторонами судебного дела (судом и его участниками).  

Задачи данной отрасли – реализовать своевременное и корректное рассмотрение гражданских дел, споров и конфликтов для защиты прав/свобод граждан.

Специфика гражданского процессуального права:

  • инициатива по возбуждению гражданского дела всегда принадлежит заинтересованным лицам;
  • в судебном процессе существуют отношения суд-участники, которые носят властный характер в пользу суда, и равноправные отношения истец-ответчик;
  • санкции в отрасли своеобразные, могут носить черты принудительного исполнения;
  • при отсутствии ответчика в суде, разбирательство может проходить без его личного участия;
  • несвоевременно поданная кассационная жалоба исключает ее повторное оформление.

Уголовно-процессуальное право

Уголовно-процессуальное право является отдельной отраслью, состоящей из социально обусловленных норм. Его задача – регуляция отношений, возникающих в судопроизводстве между правоохранительными органами и гражданами (организациями) в ходе уголовного делопроизводства.

Ключевые задачи, которые решает уголовное право:

  • создавать эффективные условия для борьбы с преступностью и создавать необходимые гарантии гражданам;
  • любое преступление уголовного характера должно быть наказано;
  • закон обязан применяться правильно;
  • невиновные лица ни в коей мере не должны привлекаться к ответственности.

Арбитражно-процессуальное право

Арбитражное право несет в себе судопроизводственные принципы согласно которым следует толковать какое-либо положение (норматив) процессуального права. Фактически регулирует деятельность судебных инстанций, их полномочия, независимость и непредвзятость судей для осуществления прозрачных и понятных судебных мер.

Арбитражное право выделилось в отдельную отрасль процессуального сравнительно недавно. Оно основывается на следующих принципах:

  • правосудие  осуществляться только уполномоченным органом – судом;
  • независимость судей, обусловленная политическими, экономическими и правовыми гарантиями;
  • гласность судебного разбирательства, которая подразумевает полную открытость всех дел, за исключением тех, которые могут привести к разглашению государственной тайны;
  • равенство всех категорий граждан перед судом вне зависимости от пола, национальности, положения в обществе;
  • доступ к судебной защите;
  • равноправие сторон.

Право процессуальное призвано обеспечивать порядок проведения судебного процесса, самого расследования правонарушения или преступления, обеспечивать защиту граждан до вынесения решения в судебной инстанции.

Источники  процессуального права

Основой законодательной базы выступают следующие нормативные акты: Уголовный, Гражданский и Арбитражный кодексы. Кроме того, в ряде судебных процессов опираются на Кодекс об административных нарушениях.

Именно эти акты призваны определять порядок проведения судебных процессов по всем делам, конфликтам и спорам. Согласно этих актов определяется круг участников судебного процесса, их обязанности, регулируются отношения сторон и формируется процедура принятия решений.

Кроме того, источники российского процессуального права формируются на основных принципах международного права.

Процессуальное право – ключевой предмет отрасли

Основная задача данной отрасли права состоит в урегулировании действий между сторонами, например, органами правопорядка, а также корректного проведения судебного дела.

Юридический процесс является системой форм деятельности компетентных госорганов и уполномоченных должностных лиц, регулируемой нормативными актами.

Субъекты юридического процесса – судья, прокурор, следователь, обвиняемый, потерпевший, а также истец/ответчик.

Объектом служит поведение, действия, интересы и материальные правоотношения граждан, существование которых и привело к образованию юридического процесса.

Весь процесс делится на три стадии: процессуальные отношения, доказывание и акты. Доказывание сводится к сбору фактов, улик и оценке доказательной базы, наличие которой и определяет характер принимаемого решения. Процессуальные акты – это комплекс всех документов, которые подтверждают какой-либо факт, и те, что завершают дело, и включают в себя судебное решение.

Задачи процессуального права

Процессуальное право реализует целый ряд задач, в их числе:

  • Защита свобод, гарантий и интересов граждан путем судопроизводства.
  • Определение материального ущерба при рассмотрении споров и конфликтов.
  • Раскрытие уголовных преступлений с определением пострадавшей и виновной стороны.
  • Доказательство виновности и определение степени и меры наказания за совершенное преступление.
  • Правильное и независимое вынесение решений.
  • Обеспечение регламента проведения судебного юридического процесса, а также требований, предъявляемых к доказательной базе.

В целом, процессуально право – это правовые нормы, акты, документы, при помощи которых происходит регулирование отношений между гражданами, обществом и правоохранительными органами, возникающими в судебном порядке.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/13639-pravo-processualnoe

Понятие

Процессуальное законодательство это

Среди отраслей материального права, через которых государство, путем прямого правового регулирования, воздействует на общественные отношения, выделяют отрасли процессуального права. 

Процессуальное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникшие в процессе расследования преступлений, разрешения и рассмотрения гражданских, уголовных, арбитражных и дел об административных правонарушениях, а также дела, рассматриваемые в порядке конституционного судопроизводства.

Процессуальное право было выделено в связи с необходимостью защиты материально-правовых отношений от нарушений. К примеру, охрана личных неимущественных – достоинства, чести; имущественных – права собственности. 

В юридической науке выделяют три процессуальные отрасли: гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и арбитражно-процессуальное. Но в настоящее время, ст. 118 Конституции РФ закрепляет четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. 

На практике зачастую функционирует уголовный и гражданский процесс. В связи с формированием рыночных отношений в российском государстве, арбитражный процесс относительно недавно был выделен в качестве самостоятельного судебного процесса. 

В процессуальном праве предметом правового регулирования является порядок деятельности должностных лиц и компетентных государственных органов, которые наделены полномочиями в правоохранительной сфере.

К ним можно отнести: прокуратуру, суд, органы внутренних дел, таможенные органы, федеральную службу безопасности. Правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями, которые обеспечивают надлежащую реализацию норм материального права.

Также их деятельность направлена на обеспечение правопорядка и законности. 

Таким образом, к методам правового регулирования процессуального права можно отнести: императивный и метод властных предписаний. 

Источники процессуального права

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, к источникам отраслей процессуального права относятся принципы и нормы международного права, которые составляют часть правовой системы Российской Федерации.

Среди международно-правовых актов стоит отметить Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.

) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

В Конституции РФ закрепляются основополагающие принципы процессуального права. Условно их можно разделить на процессуальные и общеправовые. К примеру, принцип свобод личности и неотчуждаемости прав имеет общеправовой характер и является основным началом для всех отраслей права.

Процессуальные принципы вытекают из основных прав и свобод человека и гражданина, а также обусловлены особенностями деятельности и организации органов государства. Например, принцип верховенства прав человека составляет основу конституционного строя.

Он предписывает всем государственным органам осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с этим принципом. 

Принцип равноправия сторон и состязательности относится к организации деятельности суда. В судебном процессе, стороны (защитник, прокурор, истец и ответчик) имеют равные права и отстаивают свои законные интересы путем представления доказательств. В таком состязании суд выступает в качестве независимого органа, арбитром. 

Непосредственным и основным источником процессуального права являются кодифицированные нормативно-правовые акты – кодексы (Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Арбитражный и Кодекс об административных правонарушениях).

Они определяют процедуру и порядок производства различных действий уполномоченных органов, круг участников юридического процесса, порядок отношений между ними, их права и обязанности, а также процедуру принятия решений.

Сюда можно отнести законы субъектов РФ, которые касаются порядка осуществления конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Также процессуальные действия правоохранительных органов и должностных лиц, могут быть урегулированы подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ.

Но, как правило, их действие временное. К примеру, указ Президента РФ от 14 июня 1994 г.

«О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который действовал до 1997 года.

Юридический процесс: понятие и структура

Для того, чтобы понимать специфику отношений, которые урегулированы нормами процессуального права, необходимо знать содержание понятия «юридический процесс». 

Юридический процесс представляет собой систему нормативно установленных форм деятельности должностных лиц и уполномоченных государственных органов, а также заинтересованных в разрешении дел иных субъектов права. Также он устанавливает, кто, в какой последовательности, какие действия и в какой срок должен и может их совершить. 

В структуру юридического процесса входит несколько элементов: процессуальные акты, процессуальные правоотношения и процессуальное доказывание. 

В юридическом процессе, не менее важное значение, имеют процессуальные акты. Правовая форма документов обусловливает их юридическую действительность и содержание.

Среди них можно выделить: начальные акты, с которых начинается юридический процесс (например, протокол об административном правонарушении); промежуточные акты (например, постановление о производстве обыска); завершающие акты, в которых определяется результат юридического процесса (например, решение суда по делу). 

Процессуальное правоотношение – это устойчивая правовая связь, возникающая между участниками юридического процесса, которая выражается в наделении их субъективными правами и юридическими обязанностями. К примеру, это могут быть отношения между кредитором и должником после их обращения в суд с целью разрешения спора об их правах и обязанностях. 

Объектом процессуального правоотношения являются поведение участников, их законные интересы (например, отклонение или удовлетворение иска о компенсации нанесенного материального ущерба), действия участников в процессе (например, дача показаний потерпевшим), а также материальные правоотношения, по поводу которых возникают процессуальные отношения (например, спор о наследстве). 

К субъектам процессуального правоотношения относятся:

  • правоохранительные органы в лице прокурора, суда, следователя, органов дознания, свидетели, эксперты; 
  • в уголовном процессе, потерпевший и обвиняемый; 
  • в гражданском процессе, истец и ответчик. 

Процессуальное доказывание – это процесс оценки и собирания доказательств, которые имеют значение для дела.

Доказывание является важным элементом юридического процесса, так как его содержание, сводится к доказыванию сторонами своей правоты. В зависимости от того, насколько исчерпывающе и достоверно установлены фактические обстоятельства дела, зависит принятие законного решения.

Юридический процесс состоит из нескольких стадий, то есть включает в себя совокупность процессуальных актов и последовательно совершаемых действий. 
 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/osnovy-protsessualnogo-prava/

Процессуальное право

Процессуальное законодательство это

Для правовой доктрины Российской Федерации и юридических наук большинства современных демократических государств характерно деление общеобязательных нормативно-правовых предписаний в зависимости от специфики их содержание на материальные и процессуальные нормы.

При этом под материальными нормами в наиболее общем виде следует понимать юридические правила, определяющие права и обязанности участников гражданских, семейных, трудовых и иных правовых отношений.

В свою очередь, правовые нормы, регламентирующие порядок и процедуры деятельности, направленные на охрану и реализацию соответствующих норм материального права, включая процедуру обращения за защитой в судебные органы.

Иными словами, для современных правовых систем характерно разделение всей совокупности юридических норм на материально-правовые предписания, регулирующие содержание правоотношений, и процессуальные нормы, упорядочивающие процедуру охраны материально-правовых норм от разного рода нарушений (оспаривания). Соответственно совокупность процессуальных норм и институтов, взятых воедино, образуют различные отрасли процессуального права.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Однако анализ правовой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что процессуальные нормы могут образовывать как исключительно процессуальные отрасли права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право), так и входить на правах структурного элемента (института) в содержание материально-правовых отраслей (Конституционное право, административное право).

Тем не менее, безотносительно к форме закрепления конкретных процедурных норм, для процессуального права характерны следующие отличительные признаки:

  • Адресатами процессуально-правовых норм, наряду с собственно субъектами спорных материально-правовых отношений, обязательно являются компетентные органы государственной власти и должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению соответствующей юрисдикционной деятельности;
  • Нормы процессуального права регламентируют порядок правоприменительной деятельности вышеназванных субъектов, целями осуществления которой выступают обеспечение законности, обоснованности и эффективности принимаемых ими решений.

Таким образом, исходя из обозначенных выше признаков, требований действующего законодательства, а также положений современной юридической доктрины может быть сформулировано следующее определение процессуального права:

Определение 1

Процессуальное право – характеризующаяся признаком системности совокупность правовых норм, регламентирующих порядок и форму юрисдикционной правоприменительной деятельности уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц, призванных обеспечивать реализацию норм различных отраслей материального права.

Источники процессуального права в РФ

Поскольку назначением процессуального права выступает юрисдикционное обеспечение исполнения различных по содержанию и направленности положений материального права, для рассматриваемой сферы правового регулирования характерно многообразие конкретных источников (форм) закрепления общеобязательных процедурных предписаний. При этом в системе источников процессуального права в Российской Федерации следует выделять:

  1. Конституцию РФ, закрепляющую наиболее важные положения, имеющие значение для всех сфер общественной жизни, в том числе тех из них, которые непосредственно связаны с осуществлением процессуальной деятельности. В частности, в нормах Конституции закреплены процессуальные положения, связанные с закреплением важнейших прав и обязанностей граждан (включая права на судебную защиту нарушенных (оспариваемых) прав и законных интересов), установлением системы высших органов государственной власти, их компетенции, и т.д.;
  2. Международные соглашения, предписания которых, в соответствии с нормой ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью национальной правовой системы и обладают приоритетом в случае возникновения коллизии международных и внутригосударственных предписаний;
  3. Федеральные законы, имеющими наиболее важное значение с точки зрения непосредственного упорядочения требований и условий процессуальной деятельности, включая такие акты, как: Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, нормами которых определяются круг участников юрисдикционной деятельности, их правовое положение, порядок процессуального взаимодействиями между ними и государственно-властными органами, и т.д.;
  4. Подзаконные нормативные акты, для которых не характерно ведущее значение в регулировании процессуальных правоотношений, ввиду наличия вышеназванных законодательных актов. Тем не менее, в некоторых ситуациях, требующих оперативного упорядочения, могут быть приняты Указы Президента РФ или Постановления Правительства РФ, содержащие нормы процессуального права.

Принципы процессуального права

В числе основных начал, отражающих наиболее существенные черты и свойства юридического процесса, то есть принципов процессуального права в современной правовой доктрине выделяют:

  • Принцип приоритета прав и законных интересов граждан – вся деятельность процессуальных органов государственной власти должна выстраиваться исходя из конституционного признания человека и его прав и свобод высшей ценностью;
  • Принцип законности, обращающий внимание на обязанность всех участников общественных отношений, в том числе в сфере юрисдикционной деятельности, на необходимость соблюдения действующих правовых предписаний;
  • Принцип права на обращение (жалобу) – гражданам РФ предоставлено и гарантируется право обращаться лично, а равно посредством направления индивидуальных или коллективных обращений в любые государственные органы, которому корреспондирует обязанность компетентных органов рассматривать получаемые соглашения и принимать по ним законные, обоснованные и справедливые решения и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/processualnoe_pravo/

Как и для кого правят процессуальное законодательство

Процессуальное законодательство это

Рекордную для юридического издания сумму – 259 050 руб. – собрала на одной из российских краудфандинговых платформ книга «Мониторинг верховенства права и доступа в суд: 25 лет судебной реформе». Ее автор – к.ю.н.

Екатерина Алексеевская, ведущий эксперт Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики». Интерес читателей к анализу реформы процессуального законодательства и судебной системы позволил исследованию увидеть свет. С согласия автора Legal.

Report публикует одну из глав книги.​

За 25 лет судебной реформы процессуальное законодательство полностью обновилось.

Регламентировано конституционное судопроизводство Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и административное судопроизводство – Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

На смену прежним кодексам: УПК РСФСР, ГПК РСФСР и КоАП РСФСР пришли новые: УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ. Реализовано одно из важнейших направлений судебной реформы – дифференциация форм судопроизводства.

По сравнению с 1991 годом количество процессуальных кодексов удвоилось. Два кодекса из шести устанавливают не только правила судебного процесса, но и порядок образования и структуру суда (КС РФ), а также административную ответственность за нарушение общеобязательных правил поведения (КоАП РФ).

Более подробно и дифференцированно изложено гражданское судопроизводство.

Несмотря на то, что АПК РФ является первым актом, который воспроизвел демократические начала судебного процесса, все более их упрочняя и расширяя в 1995 и 2002 годах, сегодня его действие подходит к концу в связи со слиянием Высшего арбитражного суда России и Верховного суда России и унификацией правил судопроизводства. В обозримом будущем гражданское судопроизводство будет регулировать один процессуальный кодекс.

Лидером по дисперсии процессуальных норм является административное судопроизводство, которое рассредоточено по КАС РФ, КоАП РФ и АПК РФ, что не может считаться устойчивым правовым регулированием судебного процесса, учитывая историю и дифференциацию гражданского судопроизводства. Более того, такая дисперсия норм затрудняет доступ в суд.

По количеству правок, вносимых в процессуальное законодательство, устойчивость правовых норм распределяется следующим образом.

Общее количество правок в процессуальном законодательстве

Лидером нестабильности является КоАП РФ, затем следуют УПК РФ и ГПК РФ. Однако не все 529 федеральных законов вносили правки в процедуру рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, а лишь их часть, но даже их внушительное количество не позволило устранить имеющиеся проблемы, о которых будет сказано далее.

В то же время нельзя утверждать, что сравнительно небольшое количество вносимых изменений и дополнений в дореформенное процессуальное законодательство означает удовлетворенность общества уровнем правовых гарантий и качеством правосудия. Напротив, это обусловлено длительной работой над проектами новых процессуальных кодексов, принятие которых ожидалось обществом.

Учитывая общее количество внесенных правок в процессуальное законодательство, можно было бы утверждать, что мы двигались семимильными шагами в течение 25 лет, но так ли это, если посмотреть с точки зрения содержания норм права? Ответ на этот вопрос дадут диаграммы.

По качеству вносимых изменений и дополнений в процессуальное законодательство картина выглядит следующим образом.

Распределение качества правок в действующем процессуальном законодательстве

Как видно из диаграмм, преобладающий сегмент в процессуальном законодательстве индифферентный, т. е.

содержащий нормы как упраздняющие правовые гарантии, так и устанавливающие их, что обусловливает невысокий градиент курса устойчивого развития в области правосудия. При этом абсолютными лидерами в части движения по модели «шаг вперед и шаг назад» являются КоАП РФ и КАС РФ.

Затем следуют УПК РФ, ГПК РФ, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и АПК РФ.

Следующим по удельному весу идет позитивный сегмент, а затем негативный. При этом позитивный сегмент больше, чем негативный, во всех процессуальных кодексах, но этого факта недостаточно для общей положительной оценки законодательной работы в данной сфере.

Лидером в позитивном сегменте является АПК РФ, который больше остальных процессуальных кодексов содержит правки, повышающие правовые гарантии лиц, участвующих в деле.

Далее за ним следуют Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ГПК РФ, а замыкает список УПК РФ.

Относительно последнего необходимо отметить, что имеющиеся результаты по меньшей мере разочаровывают, учитывая то, что за 15 лет с момента принятия УПК РФ всего лишь два федеральных закона внесли правки, повышающие уровень правовых гарантий, и постоянные декларации власти о заботе соблюдения гуманистических идеалов права в уголовном судопроизводстве.

В негативном сегменте сложилась интересная картина: в нем АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ разделили первое место, затем – Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». КАС РФ и КоАП РФ не вошли в этот сегмент вообще, но это не означает, что их правила эффективны с точки зрения судебной защиты прав, свобод и законных интересов.

Исходя из этого, общий градиент правовых гарантий в процессуальном законодательстве оценивается как низкий и имеет тенденцию к снижению, учитывая положения законопроектов.

Что касается распределения вносимых правок в процессуальное законодательство по субъекту законодательной инициативы, то результаты имеют следующие значения.

Распределение качества правок в процессуальное законодательство по субъекту законодательной инициативы

Наибольшее количество правок в процессуальное законодательство внесло правительство России. При этом негативный сегмент больше, чем позитивный, как по сравнению с законодательной активностью этого же органа исполнительной власти, так и по сравнению с другими субъектами законодательной инициативы.

Далее президент России, Высший арбитражный суд России и Верховный суд России внесли по два проекта федеральных законов, которые после их принятия повысили уровень правовых гарантий в судебных процедурах. Паритет в количестве правок негативного сегмента у президента России и Верховного суда России, что не соответствует положениям статьи 18 и пункту 2 статьи 80 Конституции России.

По одной правке в процессуальное законодательство внесли Высший арбитражный суд России, субъекты Федерации и член Совета Федерации. При этом негативные правки принадлежат представителям Государственной думы и субъектам Федерации. Позитивную правку внес член Совета Федерации.

Инвентаризация процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромное количество вносимых изменений и дополнений, уровень правовых гарантий в судебных процедурах растет крайне медленно и незначительно вопреки ожиданиям общества и заверениям власти, особенно в периоды предвыборных кампаний.

С целью действенного роста правовых гарантий в процессуальном законодательстве и пресечения политических спекуляций, деформации общества, о заботе, соблюдении и обеспечении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а равно организаций, необходимо публиковать замеры индекса правосудия «до» и ожидаемое «после» принятия законопроекта на официальном сайте парламента, а также общие рейтинги субъектов законодательной инициативы, авторов законопроекта.

Источник: https://legal.report/kak-i-dlya-kogo-pravyat-processualnoe-zakonodatelstvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.