Предметом договора экспедиции являются

Договор транспортной экспедиции

Предметом договора экспедиции являются

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов.

Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов.

Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором при исполнении договора расходы.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст.

78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон.

Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично.

При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает.

Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности.

Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон.

Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Источник: https://be5.biz/pravo/d001/30.html

Основные элементы договора транспортной экспедиции

Предметом договора экспедиции являются

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.

Экспедитором может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель при наличии специального разрешения (лицензии).

Чаще всего, экспедирование осуществляют специализированные организации, обладающие всеми необходимыми для этого условиями. Клиентами могут быть любые юридические и физические лица.

Экспедитор при исполнении договора транспортной экспедиции может вступать в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента. В отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего имени, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Права и обязанности по договорам, заключенным экспедитором от своего имени, возникают непосредственно у экспедитора. Экспедитор, вступающий в отношения с третьими лицами от имени клиента, должен иметь доверенность клиента, согласно которой клиент уполномочивает его действовать в таком статусе.

Экспедитор на основании выданной ему доверенности обязан передать клиенту оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.

В случае привлечения экспедитором другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, выступает в качестве клиента.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза.

Услуги могут включать в себя: организацию перевозки груза транспортом или маршрутом, избранным экспедитором или клиентом; заключение экспедитором от имени клиента договора перевозки груза; отправку и получение груза; получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других платежей; хранение груза; упаковку, маркировку, пакетирование и сортировку груза; закрепление грузов; осуществление расчетов с перевозчиками и др.

Экспедитор может также оказывать услуги и по перевозке груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Согласно ст. 8 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

· услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;

· услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;

· организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;

· оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

· сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;

· согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;

· консолидация и деконсолидация отправок грузов;

· представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;

· проверка количества мест, массы и состояния груза;

· хранение груза;

· прием груза в пункте назначения;

· уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;

· осуществление расчетов с участниками транспортно-экспеди­ционной деятельности;

· консультирование по вопросам организации перевозок грузов;

· оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза.

Форма договора транспортной экспедиции – простая письменная (п. 4 ст. 755 ГК). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 5 ст. 755 ГК).

Клиент выдает поручение экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. Поручение экспедитору может быть выдано клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым.

Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения.

В случае выдачи клиентом поручения экспедитору при отсутствии заключенного договора транспортной экспедиции требуется письменное подтверждение экспедитора о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. При получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным.

Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения. Форма поручения экспедитору определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Цена в договоре транспортной экспедиции. Под ценой в договоре транспортной экспедиции понимается вознаграждение экспедитора. Причитающаяся экспедитору плата определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.

Актами законодательства Республики Беларусь может устанавливаться фиксированная плата (тариф, ставка, сбор) за выполнение транспортных работ и услуг. Расходы, связанные с выполнением определенных договором экспедиции услуг, связанные с перевозкой груза относятся на клиента.

договора транспортной экспедиции. Основная обязанность экспедитора – выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При такой общей направленности каждому договору транспортной экспедиции, тем не менее, свойственна своя индивидуальность, поскольку перечень транспортных работ и услуг достаточно разнообразен.

В обязанности экспедитора может входить: организация перевозки груза с определением вида транспорта и маршрута перевозки; заключение договора перевозки груза или перевозка груза; обеспечение отправки и получение груза; погрузка и разгрузка груза; осуществление платежей в связи с перевозкой груза; осуществление необходимых работ с самим грузом. Каждая из этих обязанностей содержит, следующие из основных, производные обязанности. Например, получение груза может означать необходимость участия экспедитора в приемке груза по количеству и качеству с составлением акта общей формы или коммерческого акта.

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 452;

Источник: https://studopedia.net/4_79407_osnovnie-elementi-dogovora-transportnoy-ekspeditsii.html

Транспортное право

Предметом договора экспедиции являются

Как уже было указано, единственным существенным условием договора транспортной экспедиции априори является его предмет. Предмет обязательства, «вытекающего из договора, представляет собой действия (или бездействие), которые должна совершить (или от совершения которых должна воздержаться) обязанная сторона».

Применительно к договору транспортной экспедиции таковыми являются действия транспортного экспедитора по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза. Согласно ч. 1 п. 1 ст.

801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов.

Правильное определение предмета договора транспортной экспедиции, а по сути дела — круга оказываемых экспедитором услуг, позволяет точно определить правовую природу этого вида обязательства и выделить его из широкого диапазона возмездно оказываемых услуг, особенно из группы непоименованных транспортных договоров, направленных на охрану перевозимых грузов, на подготовку под налив цистерн, бункерных полувагонов, на предварительную информацию о подходе грузов, на промывку вагонов, на техническое обслуживание весовых приборов, на участие железной дороги в проверке состояния грузов, связанных с подачей и уборкой вагонов, с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей и др. При внимательном рассмотрении ст. 801 ГК РФ мы придем к выводу, что все вышеперечисленные непоименованные транспортные договоры связаны с перевозкой.

Исходя из содержания ст. 801 ГК РФ под перевозкой в данном случае понимается договор перевозки конкретного груза. Обязательство же по предъявлению груза к перевозке, т.е.

по маркировке и упаковке груза, обеспечению его отправления, погрузке в транспортные средства, составляют обязательства экспедитора по договору и не входят в предмет договора перевозки груза. Связь перевозки и транспортно-экспедиционных услуг обеспечивается наличием общей для них стороны — грузоотправителя.

Связь представляет взаимообусловленность двух и более явлений, разнесенных во времени и в пространстве. Поэтому договор транспортной экспедиции не может существовать без самостоятельного договора перевозки груза, хотя бы потенциального.

Признание перевозки в качестве элемента договора транспортной экспедиции приводит к смешению двух самостоятельных договорных институтов. Не случайно ст. 801 ГК РФ предусмотрена возможность выступления перевозчика в качестве экспедитора, но не наоборот.

В случаях выполнения экспедитором обязательства по перевозке он должен квалифицироваться в качестве перевозчика, выполняющего транспортно-экспедиционные услуги. Перевозка может быть элементом договора транспортной экспедиции лишь в одном случае — когда она направлена на обеспечение «основной» перевозки. Примером может служить завоз грузов на станции железных дорог в целях обеспечения железнодорожной перевозки.

Как видно из определения договора, законодателем выделено два блока действий, связанных с перевозкой груза: 1) выполнение услуг. 2) организация выполнения услуг.

Деятельность экспедитора по выполнению услуг, связанных с перевозкой груза, может быть двух видов.

Во-первых, экспедитор может выполнять услуги самостоятельно, а во-вторых, – вступая в отношения с третьими лицами от своего имени либо от имени клиента.

Организация (от лат. organizo — устраиваю) является составной частью управления, суть которой заключена в координации отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей.

Под организацией выполнения транспортно-экспедиционных услуг понимается совокупность действий экспедитора, направленных на подготовку процесса транспортировки, его налаживание.

Весь комплекс услуг по обеспечению перевозки груза одним или несколькими видами транспорта состоит из следующих частей, образующих единую систему действий: упаковка (тарирование) груза, доставка перевозчику, погрузка в транспортное средство, перемещение груза в пространстве, перевалка груза с одного вида транспорта на другой, хранение груза, доставка груза от перевозчика на склад грузополучателя и т.п. Смысл организации выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, заключается в обеспечении нормального и согласованного функционирования этих частей, а не в выполнении перечисленных действий. Примером организации перевозки в соответствии с российским законодательством могут служить следующие действия экспедитора: выбор маршрута перевозки и видов транспорта, предварительные переговоры с перевозчиками и иными лицами, координация деятельности лиц, задействованных в процессе доставки груза.

Как выполнение, так и организация выполнения действий экспедитором могут охватывать случаи, когда экспедитор прямо или косвенно представляет интересы клиента перед третьими лицами и при отсутствии отношений прямого и косвенного представительства.

Примером последнего случая могут считаться самостоятельные действия экспедитора по маркировке груза, по погрузке в транспортное средство, по хранению груза и т.п. Закрепленная в ст.

801 ГК РФ возможность оказания подобного рода услуг позволяет отграничить договор транспортной экспедиции от договоров поручения, комиссии и агентского договора.

Далее, если мы обратимся ч. 2. 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ, то увидим, что услуги, приведенные в третьей части, называются дополнительными, а следовательно, существуют основные услуги, перечисленные в ч. 2 упомянутой статьи. Так, ч.

2 перечисляет некоторые возможные обязанности экспедитора, а по сути дела — наиболее часто оказываемые экспедитором услуги.

К ним законодатель относит организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от имени экспедитора договора (договоров) на перевозку груза, обеспечение отправки и получения груза. Перечень остается открытым. В ч.

3 перечислены дополнительные услуги. Причем перечень их может быть расширен по соглашению сторон. Представляется, что деление услуг на основные и дополнительные при современной редакции ст. 801 ГК РФ не имеет практического значения, а потому названная статья должна быть скорректирована.

К сожалению, критерий деления транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные законодателем не установлен. Сложность его установления обусловлена несколькими причинами. Во-первых, и перечень основных обязанностей, и перечень дополнительных услуг являются открытыми.

Во-вторых, как в первом, так и во втором случае перечисленные услуги не обязательно должны быть включены в договор транспортной экспедиции, а лишь имеется такая возможность. Перечень дополнительных услуг был механически перенесен в новый ГК РФ законодателем из ч. 2 п. 1 ст. 105 Основ 1991 г.

Однако в ранее действующем законодательстве услуги считались дополнительными по отношению к основной — заключению договора перевозки грузов от имени клиента или от имени экспедитора.

В науке долгое время признавалось обоснованным мнение о том, что к основным услугам относятся юридические действия экспедитора, а к дополнительным — фактические.

Российский законодатель, следуя принципам автономии воли сторон и диспозитивности, расширил круг основных услуг и предоставил право сторонам договора самим определять необходимость включения в него той или иной экспедиционной операции, не изменив при этом списка дополнительных услуг и не установив критерия деления экспедиционных услуг на основные и дополнительные. Если по ранее действующему законодательству при отсутствии в договоре экспедиции основной обязанности — заключения договора перевозки — можно было считать, что это не транспортно-экспедиционное соглашение, то теперь можно констатировать, что выполнение любой услуги, определенной договором экспедиции и связанной с перевозкой груза, может быть предметом договора транспортной экспедиции.

Правовая связь между перевозчиком и экспедитором проявляется в том, что контрагентами по договору и того, и другого является грузоотправитель (грузополучатель), а отнюдь не наличие либо отсутствие в предмете договора транспортной экспедиции юридических действии.

Иная точка зрения долгое время преобладала в российской науке гражданского права. Однако и в современной литературе зачастую акцентируется внимание на классификации экспедиционных услуг на юридические и фактические. Автор настоящего пособия солидарен с позицией В.В.

Витрянского, который считает, что такая дифференциация лишена смысла, «поскольку при этом теряется цель договора транспортной экспедиции — обеспечение или организация перевозки груза, а единый процесс исполнения обязательств, вытекающих из этого договора, разбивается на противопоставляемые друг другу некие юридические и фактические действия экспедитора».

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор.

В качестве клиента может выступать как отправитель, так и получатель груза. Трудно согласиться с мнением О.Н. Садикова, который рассматривает в качестве клиента собственника груза, перевозчика и других лиц, интересы которых связаны с перевозкой. Законодателем установленно, что в качестве клиента могут выступать лишь грузоотправители или грузополучатели.

Клиентами могут быть физические или юридические лица любой организационно-правовой формы, признаваемые субъектами гражданских прав и обязанностей. Конечно, чаще других в этой роли оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей, поставкой товаров и выполнением других договоров.

Такие грузоотправители в основном являются владельцами груза.

Экспедитор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании государственной лицензии и принявшее на себя обязательства выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с договором (договорами) перевозки груза на основании договора транспортной экспедиции.

Функции экспедитора может выполнять перевозчик.

В настоящее время образованы новые коммерческие организации, которые ранее представляли собой структурные подразделения транспортных организаций, выступавших в роли перевозчика либо экспедитора.

Предметом деятельности указанных организации является выполнение различных услуг, связанных с перевозкой грузов. В ряде случаев они являются участниками договорных транспортно-экспедиционных отношений.

Для осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в настоящее время нет необходимости получить соответствующую лицензию.

Экспедиторы могут быть классифицированы по следующим признакам:

  • по специализации – на юридические, страховые, терминальные (погрузочно-разгрузочные работы, хранение), стивидорные (погрузка и крепление груза в вагонах, на судах или автомобилях, выгрузка, взвешивание), экспедиторские (сопровождение груза в процессе перевозки), тальманские (прием, передача или выдача груза по количеству мест и массе);
  • по сфере деятельности – международные экспедиторы (осуществляют деятельность, связанную с транспортно-экспедиционным обслуживанием экспортно-импортных и транзитных перевозок), операторы смешанных перевозок (осуществляют деятельность в пунктах стыка разных видов транспорта и при перевозках в смешанных сообщениях), а также внутренние экспедиторы (осуществляют деятельность в пунктах погрузки и выгрузки, а также при перевозке груза одним видом транспорта в пределах России).

Грузополучатель в соответствии с действующим законодательством не является стороной договора перевозки1В.В.

Витрянский, например, справедливо отмечает, что правовое положение грузополучатели характеризуется тем, что договор перевозки сконструирован по модели договор и пользу третьего лица. См.: Витрянский В.В.

Участники договорных отношении, связанных с перевозками // Хозяйство и право. 2000. № 2. С 44., но может выступать стороной договора транспортной экспедиции.

Стороны договора транспортной экспедиции должны быть способны совершать волевые действия. Следовательно, субъектами договора могут быть лишь дееспособные граждане и юридические лица, обладающие правоспособностью.

Источник: https://isfic.info/transp/vozor44.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.