К исключительной компетенции федерации относится право

Исключительное ведение Российской Федерации. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исключительное ведение субъектов Российской Федерации

К исключительной компетенции федерации относится право

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

К исключительному ведению Российской Федерации относится:

1) в области государственного строительства:

– принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

– федеративное устройство и территория Российской Федерации;

– регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

– гражданство в Российской Федерации;

– регулирование и защита прав национальных меньшинств;

– установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

– формирование федеральных органов государственной власти;

– судоустройство, прокуратура;

– уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

– амнистия и помилование;

-гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

– правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– федеральное коллизионное право;

– установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;

– федеральная государственная служба;

– государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях.

– федеральная государственная собственность и управление ею;

– установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;

– установление правовых основ единого рынка;

– финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

– федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

– федеральный бюджет;

– федеральные налоги и сборы;

– федеральные фонды регионального развития;

– федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

– федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;

– деятельность в космосе;

– метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

– геодезия и картография;

– наименования географических объектов;

– официальный статистический и бухгалтерский учет;

3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

– внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;

– вопросы войны и мира;

– внешнеэкономические отношения Российской федерации;

– оборона и безопасность;

– оборонное производство:

– определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

– производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

– определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться:

1) в области государственного строительства:

-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

– зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;

– защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

– установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

– режим пограничных зон;

– административное, административно-процессуальное законодательство;

– кадры судебных и правоохранительных органов;

– адвокатура, нотариат;

– координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях:

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

– разграничение государственной собственности;

– природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

– охрана памятников истории и культуры;

– общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

– координация вопросов здравоохранения;

– защита семьи, материнства, отцовства и детства;

– социальная зашита, включая социальное обеспечение;

– осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

– установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

– трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

1) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок.

Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы.

В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений.

Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий.

Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Договор может быть заключен:

1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;

2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные положения, связанные с исполнением положений договора.

Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора.

Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Закон в основном определяет порядок подготовки, предварительного рассмотрения, согласования и подписания договоров и соглашений. Процедура подготовки конкретного договора, соглашения определяется Президентом РФ.

Проект договора до его подписания Президентом направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в Совет Федерации.

Законодательный орган субъекта РФ рассматривает проект договора в сроки, установленные в законодательстве этого субъекта Федерации, а Совет Федерации – в трехмесячный срок.

О результатах рассмотрения законодательный орган субъекта РФ сообщает лицу, уполномоченному субъектом РФ подписать договор, а Совет Федерации – Президенту РФ. Договор подписывается Президентом РФ и лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание договора.

Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления проекта соглашения. Соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения.

В случае возникновения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий они решаются путем переговоров и использования иных согласительных процедур, в том числе путем создания согласительных комиссий. В случае недостижения согласия споры, связанные с разграничением предметов ведения, полномочий передачей органами исполнительной власти друг другу осуществления части своих полномочий, передаются на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a76058.html

Исключительная компетенция Российской Федерации

К исключительной компетенции федерации относится право

В ст.71 Конституции РФ перечисляются предметы ведения Федерации. Согласно ч.1 ст.76 по этим предметам ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Формулой “в ведении Российской Федерации находятся” обозначаются, во-первых, сферы жизни общества, отрасли и подотрасли народного хозяйства и социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (например, упоминаемые в данной статье федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника). Упоминание таких объектов без дальнейшей конкретизации формулы означает, что все функции государственного воздействия на них (нормативное регулирование, общее руководство, координация, текущее распорядительство, учет, контроль и т.д.) осуществляются федерацией.

Во-вторых, этой формулой охватываются такого же рода отрасли и иные сферы с дополнением в виде записи о способах государственного воздействия на них (например, установление правовых основ единого рынка).

В-третьих, в ряде пунктов ст.

71 речь идет о различных областях государственного строительства и государственной деятельности с указанием или без указания специфической роли федеральной власти применительно к этим областям; во втором случае предполагается, что все в данной области делает федерация (например, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования этих органов; федеральная государственная служба; внешняя политика России; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы).

В-четвертых, и это самое главное, некоторые пункты указывают на правовое регулирование (важнейшие отрасли права), осуществляемое федеральной властью (уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральное коллизионное право).

В Конституции не употребляется термин “исключительное” ведение Федерации. Но содержание вопросов ст.71 позволяет их рассматривать как раскрывающие содержание суверенитета Российской Федерации, провозглашенного в ч.1 ст.4 Конституции.

Сам факт их перечисления в Конституции, объективная необходимость решения вопросов такого содержания на общегосударственном (в данном случае – на федеральном) уровне и, наконец, положение ч.1 ст.76 позволяют их оценивать как предметы ведения и полномочия, составляющие исключительную компетенцию Федерации.

Об исключительности здесь говорится в том смысле, что это предметы ведения только Федерации. Правда это не означает, что субъекты Федерации не могут участвовать в решении этих вопросов, например, посредством законодательной инициативы (ст.104 Конституции) или через своих представителей в Совете Федерации.

Наконец, отдельные полномочия, связанные с решением этих вопросов, могут передаваться субъектам Федерации на основании федеральных законов по договорам между органами власти Федерации и субъектов, но при этом предметы ведения должны оставаться предметами ведения Федерации.

Исключительные полномочия Федерации предусмотрены не только в ст.71, но и ряде других статей Конституции. Например, только федеральным законом могут определяться случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст.25), условия и порядок пользования землей (ч.3 ст.

36), и вообще права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ст.55). Однако содержание названных статей не выходит за пределы положения п.”в” ст.71, относящего к исключительной компетенции Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Основания и порядок прекращения или приостановления полномочий судей (ст.121), случаи, когда обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных (ч.4 ст.123), тоже устанавливаются только федеральным законом. Но и эти статьи Конституции лишь конкретизируют положение п.”о” ст.71.

Во всех этих статьях Конституции подчеркивается не столько то, что названные вопросы относятся к исключительной компетенции Федерации (это уже вытекает из ст.71), сколько то, что они решаются федеральным законом, а не иным федеральным нормативным актом (естественно, и не актами субъектов Федерации).

Таким образом, Конституция РФ содержит закрытый перечень вопросов исключительной компетенции Федерации.

Процесс осуществления этой исключительной компетенции может происходить двояко – путем федерального законодательного регулирования и управления. Однако Конституция не относит исполнительную деятельность по вопросам ст.71 к исключительным полномочиям Федерации, т.е.

законы, принимаемые по вопросам ст.71 исполняются как федеральными, так и иными органами исполнительной власти. Более того, по вопросам ст.

71 федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации действуют как единая система исполнительной власти в Российской Федерации (ч.2 ст.77 Конституции).

Естественно, органы исполнительной власти субъектов Федерации не могут заниматься управлением федеральной государственной собственностью (п.”д” ст.71) и другими сферами отношений, названными в ст.71, имманентно предполагающими исключительно федеральное управление.

Ч.1 ст.76 Конституции четко определяет, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

Вместе с тем в Конституции, в отличие от Федеративного договора, нет прямого запрета субъектам Федерации принимать правовые акты по данным вопросам. Более того, формулировка ч.5 ст.76 предполагает, что нормативные акты субъектов Федерации могут так или иначе затрагивать вопросы ст.

71, причем из этой формулировки вытекает, что акты субъектов Федерации, принятые по вопросам ст.71, не будут действовать лишь тогда, когда они противоречат федеральному закону. Налицо противоречие этой формулировки положению ч.1 ст.

76, которое недвусмысленно устанавливает исходные исключительные законодательные полномочия Федерации по предметам ст.71, в то время как ч.5 ст.76 сформулирована так, как будто ст.71 перечисляет вопросы конкурирующей компетенции.

Естественно, субъекты Федерации могут на основании федерального закона осуществлять делегированные полномочия по вопросам ст.71. Но они не вправе регулировать эти вопросы без специального на то уполномочивания (федеральным законом); при отсутствии федерального закона по этим вопросам, у них не может возникнуть, например, состояния законодательной необходимости, поскольку это вопросы не их ведения.

Соответственно и любые договоры, заключаемые федеральными органами исполнительной власти с органами субъектов Федерации, относящие вопросы ст.

71 к компетенции субъектов Федерации (в частности, совместное ведение тоже означает осуществление компетенции субъектов Федерации), противоречат Конституции РФ уже по той причине, что они заключаются не на основании федеральных законов о передаче конкретным субъектам конкретных полномочий по вопросам ст.71, в то время как ч.1 ст.76 однозначно требует участия федерального законодателя в любом случае регулирования этих вопросов (см. 1.4.3.).

Конечно, ч.1 ст.76 не исключает издания подзаконных федеральных актов по вопросам ст.71. Но, во-первых, они должны издаваться на основании и во исполнение федеральных законов.

Во-вторых, если при отсутствии соответствующих федеральных законов издаются указы Президента РФ, то эти указы не могут передавать вопросы исключительной компетенции Федерации в ведение субъектов Федерации.

Ибо неподзаконные указы Президента оправданы лишь в безотлагательных случаях законодательной необходимости, т.е.

в случаях необходимости законодательно урегулировать вопрос, а не в случаях непреодолимого желания Президента отказаться от имени Федерации от законодательного регулирования на федеральном уровне вопросов, которые Конституция относит к исключительной компетенции Федерации.

Практика же показывает, что договоры, в которых предметы ведения и полномочия, отнесенные федеральной Конституцией к ведению Российской Федерации, включаются в перечень предметов совместного ведения Федерации и субъектов и даже передаются в ведение субъектов, со стороны Федерации подписываются Президентом, а иногда даже Председателем Правительства, а официальный законодатель оказался исключенным из договорного процесса[220].

Источник: https://cyberpedia.su/11xb753.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.