Исключительная компетенция рф

Вопрос 43. Компетенция РФ и ее субъектов

Исключительная компетенция рф

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию.

Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов.

Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности.

Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.

+

Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения).

=

компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.

Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

44. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов. Проблема федерального вмешательства

Взаимодействие Федерации и ее субъектов воплощается как в системе специальных гарантий положения каждой стороны в федеративных отношениях, так и в постоянных контактах органов властиФедерации и ее субъектов.



Источник: https://infopedia.su/16x2d7a.html

Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разграниче-ние компетенции в Российской Федерации

Исключительная компетенция рф

Компетенция – это определяемый Конституцией или законом объем полномочий гос. органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить за рамки своей компетенции.

Определяется через предметы ведения и полномочия. Предмет ведения – это сфера общественных отношений, регулирование которого отнесено нормативными актами компетенции данного органа.

Полномочия – это права и обязанности органов гос. власти. Компетенция делится на 3 вида:

1. федеративная компетенция. ст 71. В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

2. совместная компетенция. ст. 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

3. компетенция субъекта РФ

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Федеративная компетенция регулируется ФЗ, ФКЗ, указами Президента, постановлениями Правительства, Конституциями. В совместной – федеративной, ФЗ определяются общие принципы правового регулирования. Собственная – Уставом.

Источник: https://studopedia.ru/8_46721_kompetentsiya-rossiyskoy-federatsii-i-sub-ektov-rossiyskoy-federatsii-razgraniche-nie-kompetentsii-v-rossiyskoy-federatsii.html

Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами

Исключительная компетенция рф

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов.

Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль над их соблюдением;

федеративное устройство и территория РФ;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство вРФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного развития РФ;

судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право;

федеральная государственная служба;

государственные награды и почетные звания РФ.

К ведению Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

К ведению федеральных органов государственной власти в области экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в РФ;

федеральная государственная собственность и управление ею;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы (включая федеральные банки);

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

В сфере международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены:

внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения РФ;

оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия и боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса, режим и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены разнообразные вопросы:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам РФ;

защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

     административное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Источник: https://be5.biz/pravo/g005/130.htm

Реферат: Полномочия России как суверенного федеративного государства

Исключительная компетенция рф

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра государственного и международного права

Курсовая работа

По Конституционному праву РФ

Тема: КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИИ КАК СУВЕРЕННОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

Выполнил:

Студент I курса 6 группы

Юридического факультета

Отделения заочного обучения

Шинкаренко Сергей Алексеевич

Научный руководитель:

Краснодар – 2000г.

.

…………………………………………………………………………………… 2

Введение…………………………………………………………………………………….. 3-4

Понятие компетенции Российской Федерации……………………………….. 5 -8

компетенции Российской Федерации и ее правовая

основа………………………………………………………………………………………. 9-21

Механизм разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами……………………………………………………………………………… 22-26

Заключение……………………………………………………………………………… 27-28

Список используемых нормативно-правовых актов и исследований… 29

Приложение……………………………………………………………………………. 30-34

Введение.

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве.

Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делится этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер.

Субъекты федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов.

Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это – объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала форму решения этой проблемы, которая состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст.

11 Конституция РФ), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а так же постановлений исполнительной власти.

Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории федерации.

Актуальность этой проблемы в Российской Федерации очевидна. Распад СССР подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в Российской Федерации. Осенью 1991г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство бывших автономных областей провозгласили себя республиками.

Края и области так же начали борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба Российской государственности в 1991-1993гг. во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992г. Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Имела место «война законов».

Причины, приведшие к распаду СССР, так же сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало желание самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Все это явилось результатом неправильной политики Центра в отношении членов федерации (в РСФСР по Конституции 1978г.

субъектами считались только автономные республики, остальная территория страны была разделена на административно-территориальные единицы). Эти события доказывали необходимость построения качественно новых взаимоотношений между федеральным центром и ее субъектами. Ведь смысл и суть федерализма состоят в разделении полномочий между федеральной властью и субъектами федерации.

Правительство действовало методом проб и ошибок, так как подобного опыта у государства не было.

В настоящее время появилось много научных трудов по этой теме. Хотелось бы выделить следующие:

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-64288.html

Исключительная компетенция Российской Федерации

Исключительная компетенция рф

В ст.71 Конституции РФ перечисляются предметы ведения Федерации. Согласно ч.1 ст.76 по этим предметам ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Формулой “в ведении Российской Федерации находятся” обозначаются, во-первых, сферы жизни общества, отрасли и подотрасли народного хозяйства и социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (например, упоминаемые в данной статье федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника). Упоминание таких объектов без дальнейшей конкретизации формулы означает, что все функции государственного воздействия на них (нормативное регулирование, общее руководство, координация, текущее распорядительство, учет, контроль и т.д.) осуществляются федерацией.

Во-вторых, этой формулой охватываются такого же рода отрасли и иные сферы с дополнением в виде записи о способах государственного воздействия на них (например, установление правовых основ единого рынка).

В-третьих, в ряде пунктов ст.

71 речь идет о различных областях государственного строительства и государственной деятельности с указанием или без указания специфической роли федеральной власти применительно к этим областям; во втором случае предполагается, что все в данной области делает федерация (например, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования этих органов; федеральная государственная служба; внешняя политика России; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы).

В-четвертых, и это самое главное, некоторые пункты указывают на правовое регулирование (важнейшие отрасли права), осуществляемое федеральной властью (уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральное коллизионное право).

В Конституции не употребляется термин “исключительное” ведение Федерации. Но содержание вопросов ст.71 позволяет их рассматривать как раскрывающие содержание суверенитета Российской Федерации, провозглашенного в ч.1 ст.4 Конституции.

Сам факт их перечисления в Конституции, объективная необходимость решения вопросов такого содержания на общегосударственном (в данном случае – на федеральном) уровне и, наконец, положение ч.1 ст.76 позволяют их оценивать как предметы ведения и полномочия, составляющие исключительную компетенцию Федерации.

Об исключительности здесь говорится в том смысле, что это предметы ведения только Федерации. Правда это не означает, что субъекты Федерации не могут участвовать в решении этих вопросов, например, посредством законодательной инициативы (ст.104 Конституции) или через своих представителей в Совете Федерации.

Наконец, отдельные полномочия, связанные с решением этих вопросов, могут передаваться субъектам Федерации на основании федеральных законов по договорам между органами власти Федерации и субъектов, но при этом предметы ведения должны оставаться предметами ведения Федерации.

Исключительные полномочия Федерации предусмотрены не только в ст.71, но и ряде других статей Конституции. Например, только федеральным законом могут определяться случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст.25), условия и порядок пользования землей (ч.3 ст.

36), и вообще права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ст.55). Однако содержание названных статей не выходит за пределы положения п.”в” ст.71, относящего к исключительной компетенции Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Основания и порядок прекращения или приостановления полномочий судей (ст.121), случаи, когда обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных (ч.4 ст.123), тоже устанавливаются только федеральным законом. Но и эти статьи Конституции лишь конкретизируют положение п.”о” ст.71.

Во всех этих статьях Конституции подчеркивается не столько то, что названные вопросы относятся к исключительной компетенции Федерации (это уже вытекает из ст.71), сколько то, что они решаются федеральным законом, а не иным федеральным нормативным актом (естественно, и не актами субъектов Федерации).

Таким образом, Конституция РФ содержит закрытый перечень вопросов исключительной компетенции Федерации.

Процесс осуществления этой исключительной компетенции может происходить двояко – путем федерального законодательного регулирования и управления. Однако Конституция не относит исполнительную деятельность по вопросам ст.71 к исключительным полномочиям Федерации, т.е.

законы, принимаемые по вопросам ст.71 исполняются как федеральными, так и иными органами исполнительной власти. Более того, по вопросам ст.

71 федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации действуют как единая система исполнительной власти в Российской Федерации (ч.2 ст.77 Конституции).

Естественно, органы исполнительной власти субъектов Федерации не могут заниматься управлением федеральной государственной собственностью (п.”д” ст.71) и другими сферами отношений, названными в ст.71, имманентно предполагающими исключительно федеральное управление.

Ч.1 ст.76 Конституции четко определяет, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

Вместе с тем в Конституции, в отличие от Федеративного договора, нет прямого запрета субъектам Федерации принимать правовые акты по данным вопросам. Более того, формулировка ч.5 ст.76 предполагает, что нормативные акты субъектов Федерации могут так или иначе затрагивать вопросы ст.

71, причем из этой формулировки вытекает, что акты субъектов Федерации, принятые по вопросам ст.71, не будут действовать лишь тогда, когда они противоречат федеральному закону. Налицо противоречие этой формулировки положению ч.1 ст.

76, которое недвусмысленно устанавливает исходные исключительные законодательные полномочия Федерации по предметам ст.71, в то время как ч.5 ст.76 сформулирована так, как будто ст.71 перечисляет вопросы конкурирующей компетенции.

Естественно, субъекты Федерации могут на основании федерального закона осуществлять делегированные полномочия по вопросам ст.71. Но они не вправе регулировать эти вопросы без специального на то уполномочивания (федеральным законом); при отсутствии федерального закона по этим вопросам, у них не может возникнуть, например, состояния законодательной необходимости, поскольку это вопросы не их ведения.

Соответственно и любые договоры, заключаемые федеральными органами исполнительной власти с органами субъектов Федерации, относящие вопросы ст.

71 к компетенции субъектов Федерации (в частности, совместное ведение тоже означает осуществление компетенции субъектов Федерации), противоречат Конституции РФ уже по той причине, что они заключаются не на основании федеральных законов о передаче конкретным субъектам конкретных полномочий по вопросам ст.71, в то время как ч.1 ст.76 однозначно требует участия федерального законодателя в любом случае регулирования этих вопросов (см. 1.4.3.).

Конечно, ч.1 ст.76 не исключает издания подзаконных федеральных актов по вопросам ст.71. Но, во-первых, они должны издаваться на основании и во исполнение федеральных законов.

Во-вторых, если при отсутствии соответствующих федеральных законов издаются указы Президента РФ, то эти указы не могут передавать вопросы исключительной компетенции Федерации в ведение субъектов Федерации.

Ибо неподзаконные указы Президента оправданы лишь в безотлагательных случаях законодательной необходимости, т.е.

в случаях необходимости законодательно урегулировать вопрос, а не в случаях непреодолимого желания Президента отказаться от имени Федерации от законодательного регулирования на федеральном уровне вопросов, которые Конституция относит к исключительной компетенции Федерации.

Практика же показывает, что договоры, в которых предметы ведения и полномочия, отнесенные федеральной Конституцией к ведению Российской Федерации, включаются в перечень предметов совместного ведения Федерации и субъектов и даже передаются в ведение субъектов, со стороны Федерации подписываются Президентом, а иногда даже Председателем Правительства, а официальный законодатель оказался исключенным из договорного процесса[220].

Источник: https://cyberpedia.su/11xb753.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.