Иск в защиту публичных интересов

Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц. (основания и порядок обращения в суд, процессуальное положение)

Иск в защиту публичных интересов

В соответствии со ст. 53 АПК РФ возможны 2 различных основания участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и граждан в арбитражном процессе:

– путем возбуждения дел в защиту публичных интересов (ч. 1 ст. 53 АПК РФ)

– и в защиту прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 53 АПК РФ).

В частности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Кроме того, в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц. АПК РФ в отличие от ст.

47 ГПК РФ не предусматривает такой формы участия государственных органов и органов местного самоуправления, как дача заключения.

Таким образом, в ст.

53 АПК РФ объединены 2 формы участия в арбитражном процессе, связанные с защитой заявителями публичных интересов и интересов других лиц, которые в определенной степени совпадают как в части объектов защиты (защита прав и законных интересов других лиц может одновременно происходить в публичных интересах), так и субъектов обращения в арбитражный суд (государственные органы вправе защищать как публичные интересы, так и интересы других лиц).

При обращении в защиту публичных интересов государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы реализуют свою компетенцию и властные полномочия.

При этом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению арбитражного суда, поскольку предъявленный ими иск направлен на защиту публичных интересов.

Защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска), однако для данных органов предъявление иска может быть обусловлено только защитой публичных интересов.

Одновременно любой из государственных органов и органов местного самоуправления может выступать в арбитражном процессе как обычный субъект гражданского оборота, например, по искам, связанным с приобретением необходимого для работы оборудования, использованием коммунальных услуг, причинением вреда имуществу и др. В таких случаях соответствующий государственный орган занимает положение обычной стороны в арбитражном процессе (ст. 44 АПК РФ).

Обращение организаций и граждан в защиту прав и законных интересов других лиц близко по содержанию к ст. 46 ГПК РФ и связано с наделением их правом защиты интересов других лиц, которые в силу ряда причин не реализуют свое право на судебную защиту.

Защита публичных интересов

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов на возбуждение дела в арбитражном суде в защиту публичных интересов связано с двумя обстоятельствами: во-первых, такое обращение в суд возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом, и, во-вторых, защитой публичных интересов.

Понятие “публичного” интереса носит оценочный характер. На наш взгляд, вряд ли возможно отождествлять публичные интересы с публичным правом, точнее их связывать с нормами императивного характера как в отраслях публичного, так и частного права. Например, в соответствии с п. 13 ст.

408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы наделены правомочием по предъявлению в арбитражные суды исков и заявлений о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных ТмК РФ и другими федеральными законами.

В данном случае защищаются публичные интересы, связанные с необходимостью исполнения таможенного законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате таможенных пошлин.

Такие же правомочия по обращению в арбитражные суды в рамках реализации их компетенции и полномочий предоставлены антимонопольным, налоговым органам и другим федеральным органам исполнительной власти, другим государственным органам.

Защита прав и законных интересов других лиц

Право организаций и граждан на обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц может быть реализовано при наличии специального указания в АПК РФ и федеральных законах.

Такой порядок связан с тем, что в силу принципа диспозитивности правом на обращение в арбитражный суд обладают только сами заинтересованные лица, а иные лица – только в случаях, предусмотренных АПК РФ (ч.

1 и 2 ст. 4 АПК РФ).

Например, в соответствии со ст. 225.

10 АПК РФ юридическое или физическое лицо, являющееся участником правоотношения, из которого возникли спор или требование, вправе обратиться в арбитражный суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов других лиц, являющихся участниками этого же правоотношения (групповой иск в групповом производстве). Согласно ст. 225.8 АПК РФ участники юридического лица вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных этому юридическому лицу*(79). Другим примером может быть ч. 2 ст. 14 Федерального закона “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”*(80), согласно которой в целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов.

В этих и других случаях организации и органы, наделенные правом на обращение в защиту прав и законных интересов других лиц, вправе обращаться в защиту прав других лиц без специального уполномочения с их стороны, поскольку такое право на предъявление иска им предоставлено непосредственно федеральным законом. В остальном ведение дела в арбитражном суде происходит по общим правилам арбитражного процесса.

Порядок участия в арбитражном процессе

Порядок обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан в порядке ст. 53 АПК РФ подчинен общему порядку, определенному в АПК РФ.

В обращении заявителей, указанных в ст.

53 АПК РФ, должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

На заявителе лежит бремя доказывания заявленных требований. Лицо, предъявившее исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца.

Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, поскольку в делах о защите прав других лиц фактически два истца – истец в процессуальном смысле, возбудивший дело, и истец в материально-правовом смысле, чьи интересы защищаются в арбитражном суде, так как именно он и является субъектом спорного материального правоотношения.

Вместе с тем во многих случаях защита публичных интересов в арбитражном процессе не связана с защитой интересов конкретных лиц в данном процессе (например, иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего профессиональную деятельность на фондовом рынке без лицензии; иск Центрального банка РФ о ликвидации коммерческого банка, у которого отозвана лицензия), поэтому развитие процесса зависит целиком от соответствующего органа, обратившегося с иском в арбитражный суд.

Источник: https://studopedia.ru/8_143539_obrashchenie-v-zashchitu-publichnih-interesov-prav-i-zakonnih-interesov-drugih-lits-osnovaniya-i-poryadok-obrashcheniya-v-sud-protsessualnoe-polozhenie.html

Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

Иск в защиту публичных интересов
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

Согласно нормам арбитражно-процессуального права публичные интересы граждан могут быть защищены представителями государственных или муниципальных органов власти.

Согласно нормам арбитражно-процессуального права публичные интересы граждан или юридических лиц могут быть защищены не только ими лично или их представителями, но и представителями государственных или муниципальных органов власти. Под публичными интересами подразумеваются интересы, которые возникают у государства (государства в целом или отдельной его части) в отношении предмета спора.

Понятие субъектов, специально уполномоченных на защиту интересов других лиц

Существует в арбитражном процессе понятия субъектов, которые специально наделены полномочиями по защите интересов других лиц.

Под этими субъектами понимаются лица, которые вступают в арбитражный процесс без личной заинтересованности, выступая исключительно в интересах одной из сторон процесса, чьи права и защищают всеми доступными правомерными способами.

К таким лицам можно отнести представителя государственной или муниципальной власти, чей интерес в исходе дела носит процессуально-правовой характер.

При этом если материальный интерес у представителя органов власти присутствует наравнее с процессуально-правовым, то это не означает, что представитель органов власти не может участвовать в процессе, где рассматриваются публичные интересы граждан и юридических лиц, предпринимателей.

Примечательно, что арбитражно-процессуальным законодательством в список субъектов, специально уполномоченных на защиту публичных интересов, входят представители прокуратуры РФ.

Прокуроры вправе действовать от лица государства, защищая именно его интересы в рассматриваемом споре, даже при условии, что государство или его представители прямо в процессе не участвуют.

Защита публичных интересов в арбитражном процессе может осуществляться как органами власти в уже начатом процессе, так и представителями этих органов на начальном этапе – при подаче заявления.

В этом случае государственные или муниципальные органы являются истцами по делу так же, как и прокурор, подающий подобное заявление в арбитражный суд.

При этом за представителями государственных или муниципальных органов закрепляются как права истца, так и права защитников публичных интересов.

Примечательно, что, защищая публичные интересы, представители органов государственных или муниципальных органов власти не вправе использовать методы, которые находятся за рамками действующего законодательства.

Например, представлять в качестве доказательной базы сведения, которыми они не располагают и не могут располагать, если на то нет соответствующих судебных указаний.

Перечень случаев, когда допустимо обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц

Арбитражно-процессуальным законодательством предусматриваются ситуации, когда представители публичной власти (органы местного самоуправления, органы государственной или муниципальной власти) могут вмешиваться в арбитражный процесс. Например, тогда, когда одна из сторон просила об участии представителей органов власти в процессе.

В этом случае ответчик или истец подает прошение в адрес органа власти, на которое представитель органа власти обязан ответить точно в установленный законом срок и в случае наличия оснований для участия явиться в судебное заседание. Так, в судебной практике встречались случаи, когда вмешательство публичных органов власти было необходимым для решения спора.

Например, когда в споре о межевании земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, участвовали две стороны – соседи по меже. При определении долей между сторонами возник конфликт, решить который без участия представителей муниципальных органов власти не представлялось возможным.

Представители органов власти не участвовали в процессе в качестве истца или свидетеля, а выступили в роли иных участников процесса, представляющих интересы государства в рассматриваемом споре.
При этом представители органов власти одновременно с этим представляли доказательства по спору, а также указывали на существующие обстоятельства спора.

Представители органов власти могут вступить в процесс с неопределенным кругом лиц, которые не просили об участии публичной власти, если предметом спора является интересный для государства объект.

Подача обращения в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц. данного обращения

Представители органов власти могут подавать обращения в адрес суда, целью которых является защита прав и интересов лиц, защита публичных интересов, рассматриваемых в рамках конкретного спора.

В обращении представители государственных или муниципальных органов власти указывают, какие именно обстоятельства относятся к публичным интересам, а какие к личным стороны-участника, основания, по которым представители власти вступили в процесс, доказательства в пользу стороны, чьи интересы представляют органы власти. При этом суд обязан принять и рассмотреть обращение, независимо от его содержания. Арбитражно-процессуальным законодательством не предусматриваются случаи, когда суд не берет на рассмотрение обращение, однако также сохраняется право суда на отклонение обращения. Суд вправе отклонить обращение и не учитывать его в материалах дела, если обращение содержит недостоверную информацию или информацию, которая не имеет отношения к рассматриваемому спору. Более того, если представитель органа власти является истцом по рассматриваемому спору, то сам обращение он выдвинуть не может, как и выступать от своего лица (как конкретное физическое лицо, уполномоченное на защиту публичных интересов).

Представитель органа власти выступает исключительно от лица органа власти, представляет его интересы.

Орган власти, обратившийся в арбитражный суд для защиты публичных интересов или интересов других лиц, вправе подавать ходатайства и заявления по делу, представлять доказательства.

При этом прямой обязанностью защитника публичных интересов и интересов других лиц является представление интересов государства или частных лиц всеми доступными способами.

Если защитник публичных прав или интересов других лиц не выполняет свои обязанности, полученные при вступлении в процесс, то его могут привлечь к административной или уголовной ответственности, а также возложить штраф в установленном законодательством размере.

При этом выступивший в защиту публичных интересов или интересов других лиц представитель государственных или муниципальных органов не имеет права заключать мировые соглашения со стороной-оппонентом, а также не несет ответственности по уплате судебных издержек и расходов.

Данное право закреплено законодательно, исключений из него не бывает.

Главной целью представителя органов власти в арбитражном процессе является осуществление законного и правомерного правосудия, рассмотрение спора со всех сторон объективно, разрешение спора с учетом публичных интересов или интересов лиц, участвующих в процессе, если на то существуют достаточные основания.

может ли истец защищать не только свои права, но и публичные интересы

Харитонов Владимир Александрович27.05.2019 12:04

Добрый день!

В соответствии со ст. 53 АПК РФ возможны 2 различных основания участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и граждан в арбитражном процессе: путем возбуждения дел в защиту публичных интересов (ч. 1ст. 53 АПК РФ) и в защиту прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 53 АПК РФ).

В частности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Кроме того, в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц. АПК РФ в отличие от ст. 47 ГПК РФ не предусматривает такой формы участия государственных органов и органов местного самоуправления, как дача заключения. Таким образом, в ст.

53 АПК РФ объединены 2 формы участия в арбитражном процессе, связанные с защитой заявителями публичных интересов и интересов других лиц, которые в определенной степени совпадают как в части объектов защиты (защита прав и законных интересов других лиц может одновременно происходить в публичных интересах), так и субъектов обращения в арбитражный суд (государственные органы вправе защищать как публичные интересы, так и интересы других лиц). Верховный суд объяснил, нарушения каких именно “публичных интересов” могут послужить причиной признания сделок ничтожными. Об этом говорится в принятом сегодня Пленумом Верховного суда РФпостановлении о вопросах применения некоторых положений раздела I первой части Гражданского кодекса РФ. Судья ВС РФ Сергей Романовский, комментируя положение, уделил большое внимание главе положения о сделках, особо отметив самые важные, по его мнению пункты. Федеральным законом №100 от 1 сентября 2013 года были внесены существенные изменения в ГК РФ. “До этого на протяжении многих десятилетий ничтожными признавались все сделки, заключенные с нарушением закона, – рассказывал Романовский, – сейчас концепция поменялась: все незаконные сделки являются оспоримыми”. К ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона. Также, как сказано в п. 74 постановления, такой может быть названа сделка “нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц”. “До настоящего времени разъяснений, что такое “публичные интересы” не было, – говорит Романовский, – а сейчас о них говорится в п. 75 постановления”. Под публичными интересами понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды. К ничтожным также следует отнести сделки, которые заключены с нарушением явно выраженного запрета. “Само по себе несоответствие сделки нормам действующего законодательства не влечет признание ее ничтожной”, – отметил спикер. Указал он и на то, что сторона сделки, иное лицо, а также суд вправе применить последствия недействительности сделки, принятой ничтожной (реституцию), если нет иных способов защиты права. Исковой срок давности для признания сделки недействительной – три года, но, с учетом различных обстоятельств, он может быть увеличен не более, чем до 10 лет, подчеркнул Романовский. “Это сделано для конечной стабильности гражданского оборота”, – объяснил он.

Также важными он посчитал разъяснения, где говорится об обязательной регистрации перехода прав на недвижимое имущество. “Регистрация показывает переход прав, что исключает рейдерство и различные махинации, – считает судья. – Если сделка не была зарегистрирована, то она не может быть признана состоявшейся”.

Федорова Любовь Петровна31.05.2019 21:50

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/obrashhenie-v-zashhitu-publichnyx-interesov-prav-i-zakonnyx-interesov-drugix-lic.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.